Татьяна Селезень
Занятие по изодеятельности с использованием приёмов декоративной росписи в старшей группе «Искусство гжельских мастеров»
Занятие по изобразительной деятельности
с использованием приёмов декоративной росписи
в старшей группе
по теме:
"Искусство гжельских мастеров"
(для детей 5-7лет)
Составила: Селезень Т. А.
2020 г.
Публикация «Занятие по изодеятельности с использованием приёмов декоративной росписи в старшей группе „Искусство гжельских мастеров“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Искусство гжельских мастеров».
Цель: Обучение детей приёмам росписи орнамента в гжельской росписи.
Задачи:
Научить детей приёмам росписи орнамента (сочетание в рисунке прямых, дугообразных линий с мазками, точками, кругами по горизонтали в ряд, упражнять руку ребёнка в рисовании концом кисти и примакиванием.
Развивать умение различать характерные особенности народных промыслов Дымки и Гжели.
Воспитывать гордость и интерес к народному творчеству, эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.
Материалы и оборудование: изделия мастеров Дымки и Гжели, Хохломы, Городца и др., картинки или предметы - кисть, рисунки с элементами гжельского узора. Ромбы белой бумаги, синяя гуашь, кисти.
Ход НОД:
1. Беседа.
Воспитатель: - Какое новое слово узнали?
Дети: -Гжель.
Воспитатель: Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке …
Дети: - Гжель
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее "нежно-голубое чудо". Её не спутаешь ни с какой другой. Делают её из глины, на белоснежном фоне – только синие -голубой узор: веточки, листья, сеточка, травинки, завитки.
Педагог обращает внимание детей на выставку работ декоративно - прикладного искусства.
Воспитатель: - Уберите предметы, которые нельзя назвать «Гжель» и объясните, почему вы их убрали.
Воспитатель: - Как же мастера создают такое чудо?
Дети: - Cначала лепят из глины, затем расписывают и обжигают в печи. (по мере ответов, воспитатель выставляет картинки или предметы с изображением этапа работы)
Воспитатель: -Какими узорами украшают гжельские мастера свои изделия. Самый крупный узор обычно расположен в центре изделия. Это «цветок розы». (демонстрирует) Сначала аккуратными мазками изображают "бутон розы" и только затем округлыми мазками лепестки розы. Тонкие веточки причудливо изогнуты. (демонстрирует) Их можно дополнить точками, листочками или так называемой «ёлочкой». Сеточка состоит из тонких прямых линий. Сеточку можно украсить точками, маленькими кружочками, черточками. Дуги выполняют округлыми плавными мазками. Дополняют изображение листочками или ягодками.
3. Постановка задачи.
- Сейчас мы с вами попробуем украсить вазочку гжельским узором. Какого цвета краска нам понадобится?
Дети: -Синяя, голубая.
Воспитатель: - Возьмите в руки кисти, рассмотрите их. Толстая кисть нам будет нужна для широких мазков при изображении розы, средней кистью можно выполнить дуги. Что будем изображать тонкой кистью?
Д: -Веточки, сеточку.
Воспитатель: - В центре расположим самый крупный узор – цветок розы. Ее изображение дополним веточками. Края вазочки украсим дугами и сеточкой.
4. Самостоятельная работа детей
Дети работают подготовленных воспитателем шаблонах посуды.
5. Итог занятия
1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?
2. Какие цвета использовали?
3. Где расположен узор?