МААМ-картинки

Проект «Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики»

Юлия Юрьевна Колесникова
Проект «Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики»
▼ Скачать

Паспорт проекта

Тема проекта "Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики"

Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели групп, педагог-психолог, родители.

Вид проекта

Долгосрочный

Направление проекта

Развивающий

Срок реализации проекта

1 год

1. Введение

Публикация «Проект „Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики“» размещена в разделах

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуального потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

2. Актуальность

Потребность современного общества в неординарной творческой личности высока, все более ценится интеллект и креативность, которые по-зволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии в разных сферах общественной деятельности.

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Можно вспомнить такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М. И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М. В. Ломоносов, М. Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло облада-ние высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность.

Детский возраст — период становления способностей, личности, в психике ребенка происходят бурные интегративные процессы (от лат. integratio — соединение — это процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне это проявляется в том, что все составляющие элементы личности действуют согласованно, как единое целое). Известный психолог Б. М. Теплов отмечает, что «в одаренности нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество», и считает, что «значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным содержанием».

Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых, это дает право говорить о «возрастной одаренности».

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития интеллектуального потенциала одаренных детей.

3. Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Ожидаемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

4. Аннотация проекта

Принципы.

Исходя из вышесказанного, могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей :

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п. ;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

5. Этапы реализации проекта

I Этап. Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

• разработка системы выявления интеллектуальной одаренности воспитанников детского сада.

• идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников;

• определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса.

II Этап. Практический

Цель: осуществление развивающей деятельности по реализации проекта.

• составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения для интеллектуально-одаренных детей;

• разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

• организация и проведение индивидуальных, групповых, кружковых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);

• организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

III Этап. Итоговый

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

• Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.

• Представление опыта работы на заседании педсовета ДОУ.

• Подготовка отчетных материалов по итогам реализации проекта и размещение на сайте ДОУ.

План действий по реализации проекта

№ Мероприятие Сроки выполнения Ответственные Предполагаемый результат

I Этап. Подготовительно-ориентировочный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

1. Разработка системы выявления интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Создание комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников Ноябрь Педагог-психолог Диагностический материал :

диагностика развития интеллектуальных способностей детей (состоит из 6 субтестов);

2. Проведение анкетирования для определения уровня способностей ребенка, выявления предпосылок интеллектуальной одаренности. Ноябрь Воспитатели групп, родители Экспресс-анкета "Одаренный ребенок", Анкеты для родителей:

1. Определение уровня проявления способностей ребенка (Автор А. Н. Сизанов);

2. Методика "Карта одаренности" (Автор А. И. Савенков)

3. Психолого – педагогическая диагностика детей для выявления интеллектуального потенциала ребенка. Декабрь Педагог - психолог - заключение по исследованию развития интеллектуальных способностей детей;

- аналитическая справка по проведению диагностики;

- выявление одаренных детей.

4. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную развивающую работу. Декабрь Педагог - психолог - Индивидуальные консультации для родителей;

- выступление на семинаре для педагогов: "Детская одарённость : пути развития интеллектуальных способностей ребёнка" (доклад)

II Этап.

Практический

Цель: осуществление развивающей деятельности по реализации проекта.

1. Составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения для каждой категории одаренности; Январь Педагог - психолог Карта одаренного ребенка.

Индивидуальная программа развития "Одаренный ребенок"

2. Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка. Январь Педагог - психолог Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок : как помочь ему?»

3. Организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.). Февраль - март Музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели групп, родители - Участие в интернет- викторине, конкурсах, олимпиадах.

III Этап.

Итоговый

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

1. Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы Апрель Педагог - психолог

3. Представление опыта работы на заседании педсовета ДОУ. Май Педагог - психолог Опыт работы в форме презентации.

4. Подготовка отчетных материалов по итогам реализации проекта и размещение на сайте ДОУ. Май Педагог - психолог - Информация на сайте ДОУ;

- Аналитическая справка по результатам проведенного исследования

План мероприятий

1. Подготовительно-ориентировочный этап

Мероприятия:

Педагоги (консультации) :

- «Особенности работы с одаренными детьми».

- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».

- «Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации) :

- «У Вас растет одаренный ребенок

- «Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Практический этап.

Мероприятия:

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

Использование методов :

- мозговой штурм

- синектика

- метод фокальных объектов

- морфологический метод

- метод творческих преобразований

- метод аналогии

- метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

- выбор требуемой информации из предложенной;

- исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

- объединение (систематизация);

- сравнение;

- доказательство, опровержение;

- нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

- составление плана деятельности;

- моделирование;

- установление причин;

- определение последствий;

- определение новых функций;

- решение противоречий;

- альтернативное применение;

- преобразование и усовершенствование предметов;

- опредмечивание изображений;

- поиск проблемы.

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Итоговый этап.

Мероприятия:

Диагностика и мониторинг.

Подведение итогов работы.

Презентация программы на педагогическом совете.

7. Ресурсы проекта

Для получения ожидаемых результатов и успешной реализации проекта необходимы следующие ресурсы.

Организационные: администрация, педагогический совет, методические объединения педагогов.

Кадровые: руководитель проекта, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели, педагог-психолог.

Материально-технические: мультимедийное оборудование, в том числе для дистанционного обучения; программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы, многофункциональные устройства (принтер, ксерокс, сканер).

Финансовые: повышение квалификации педагогов по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных и высокомотивированных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары); совершенствование материально-технической базы; поддержка детей, достигших высоких образовательных результатов (грамоты, дипломы, призы, педагогов, обеспечивающих реализацию проекта.

Риски и пути преодоления рисков

Риски проекта Возможные последствия Меры по минимизации

1. Непрофессионально выполненное диагностирование одаренности ребенка У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности 1. Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования

3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка. 4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.

2. Возрастание учебной нагрузки обучающихся при реализации проекта Ухудшение здоровья учащихся: зрения, осанки, угроза виртуальной зависимости 1. Разработка с учетом валеологических основ учебного плана образовательного учреждения, учебных программ по предметам и курсам.

2. Профилактические и корректирующие мероприятия с привлечением специалистов учреждений - социальных партнёров в соответствующей сфере деятельности.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

• количественные и качественные показатели развития одаренных детей;

• продукты творческой, проектной и научной деятельности одаренных детей;

• личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в

различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, на итоговой аттестации;

• наличие методических материалов и специальной литературы, методических разработок;

• степень удовлетворенности детей и родителей.

8. Литература

1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"

2. Вихарева О. А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.

3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М., 1991.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. C Лейтеса. – М., 2000.

6. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа» : Методические рекомендации//Под ред. А. М. Моисеева. -АСОУ, 2011-260 с.

7. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

8. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность : дар или испытание. – М, 1990.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Интеллектуальная карта «Весна»Интеллектуальная карта «Весна» Всем здравствуйте! Хочу продолжить и показать нашу идею работы,которую назвали "Интеллектуальные карты сезона", или ещё её можно назвать.

Интеллектуальная карта «Зима»Интеллектуальная карта «Зима» Интеллектуальная карта «Зима» Всем здравствуйте. Хочу поделиться об интеллектуальной карте. Цели: знакомство с характерными признаками.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Открытое занятие в рамках текущей диагностики «По щучьему велению» 1. Цель занятия: выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики»
Опубликовано: 29 августа 2023 в 13:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Интеллектуальная одаренность и методы ее диагностики»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД