ольга скурлина
Инновационные методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития, влияющее на последующее становление личности ребенка. Музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку, пение, движение и слово. Ведь овладевая навыками ритмического, выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.
Темочки:
Накопленный опыт работы в процессе организации музыкально-ритмического развития в дошкольном учреждении показал, что существует проблема на которую необходимо обратить внимание, это как научить детей запоминать разнообразные танцевальные движения, их последовательность, смену рисунка в танце. Анализ накопленного опыта работы заставил меня искать эффективные средства активизации музыкально-ритмических движений и творчески подойти к подбору методов и приемов работы. В связи с этим мной была поставлена цель-научить детей запоминать последовательность танцевальных движений и смену рисунка танцев используя эффективные методы и формы работы. Задачи направленны на:
1. Развитие двигательной памяти, при поэтапном разучивании танцев, используя все виды шага.
2. Обогащение двигательного опыта детей по кругу и в парах, совершенствование танцевальных движений с помощью образа.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку.
Были определенны направления работы по организации и обучению музыкально-ритмических движений, это поэтапное разучивание танцев; движения с помощью образа; движение по кругу и парами; понятие правой руки и ноги. Для выполнения заданных направлений подобранны следующие методы и приемы работы, что позволило добиться мне эффективности в разучивании музыкально-ритмических движений с детьми:
1. Наглядно-слуховой метод, используется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем строится музыкально-ритмическая композиция.
2. Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов.
3. Словесный метод, этот метод, который очень важен для меня, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата. Используется мной в танцах, музыкальных играх, при пояснении хода выполнения движений, многократном повторении и подаче нового материала.
Работа над первым направлением- поэтапным разучиванием танцев, проходила на занятии хореографии. В своей работе руководствовалась постепенным, поэтапным разучиванием танца, объединяя в единое целое все разученные движения, как бусинки на нитку. В процессе освоения танцевального материала условно выделила для себя три этапа обучения.
На первом этапе - опиралась на способность детей к подражанию, поскольку дети повторяют все движения автоматически, подражая взрослому.
Второй этап для меня характерен тем, что время от времени прекращаю показ в процессе совместного исполнения и предлагаю детям продолжать исполнять движения самостоятельно, для тренировки произвольного внимания, памяти, воли. Только после нескольких повторений, я позволяю детям исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца, подсказывая в начале некоторыми жестами. Это так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык». Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки раскрываю ладони перед собой в стороны, «крестик» из пальцев обозначает выполнение движений в звездочке и т. д. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.
На третьем этапе поэтапного разучивания танцев– с учетом двух первых этапов происходит формирование у детей умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения, владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия.
Закрепление материала проходит не только на занятиях по танцам, но и выступлениях на праздниках, конкурсах.
Чтобы выучить определенное движение на всех этапах разучивания танца, себе на помощь я зову трех друзей кукол:
мальчик Шажок- шагает различными шагами;
мальчик Прыжок –делает прыжки;
девочка Пружинка- сгибает ножки, пружинит.
Например, при разучивании танцевальных движений использую четверостишье:
Вот солдатики стоят, начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать. (приходит мальчик Шажок)
Ножки быстро поднимай и прыжками забавляй. (приходит мальчик Прыжок)
Мы коленочки покажем,
Как пружиночки запляшем (приходит девочка Пружинка)
Все наши танцевальные движения состоят из трех друзей, объясняю детям:
Боковой галоп =прыжок+ приставной шаг
Поскок = шаг + прыжок
Использование в обучении музыкально-ритмическим движениям «Трех друзей», необходимое условие в использовании здоровье сберегающих технологий. Так что только система занятий, закрепление и отработка выразительности и эстетики выполнения движений в итоге дают тот танец, которым и мы, и дети довольны.
Движения с помощью образа- это второе направление, которое используется мной в обучении музыкально-ритмическим движениям с использованием игровых приемов.
Игровой прием "Спокойный шаг" применяю с младшей группы предлагая детям просто «погулять» (дети свободно, естественным, неспешным шагом гуляют по залу, при этом предлагаю им рассмотреть во время ходьбы зал или предлагаю погулять, отдыхая от предыдущего танцевального движения.
Игровой прием "Мягкий шаг" или" кошечка", используется мной со средней группы. Ассоциируется у детей этот прием с мягкими шажками и движениями кошечки, которая мягко и изящно двигается.
Игровой прием "Бодрый шаг", применяется мной с младшей группы. Его еще можно назвать шаг солдатика и использовать с показом куклы мальчика.
Игровой прием "Стремительный шаг" применяю в старшей-подготовительной группе - "шагаем, как спортсмены" - колени не сгибаем, выносим прямую ножку стремительно вперёд, носочек тянем" (снова показ мальчика Шажка).
Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком». Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф. А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать. Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!
Движение по кругу и парами. Это сложное направление в обучении музыкально- ритмическим движениям. Для эффективности обучения использую в работе прием – «карусель» с использованием четверостишья.
Мы пришли на карусели, И устроили веселье –
Покатались дружно все На огромном колесе.
С песней, с музыкой, с игрой! Как нам весело с тобой!
Карусель кружится, а лошадки друг на друга не наезжают напоминаю всегда детям. Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, я привязываю красивую ленточку к правой ноге. (особенно в парах). Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.
Знание Правой руки и ноги -самое первое правило для танца: начинаем любое танцевальное движение с правой ноги, поворачиваемся при кружении в правую сторону (догоняем правую руку).
Из выше сказанного можно сделать определенный вывод, что методы и приемы, использованные мной на занятиях способствуют более активному развитию музыкально-ритмического движения, позволяет в доступной форме приобщить детей к основам музыкального-римического искусства. Спасибо за внимание.