Марина Филобокая
«Играем дома». Дидактические игры и упражнения с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Играем дома»
(дидактические игры и упражнения с детьми)
Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать…
Публикация «„Играем дома“, Дидактические игры и упражнения с детьми» размещена в разделах
Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.
На первых порах для занятий таких детей я объединяю с другими детьми, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Это может быть небольшая группа не более 3-х человек.
Ведущая форма занятий – игровая. Обязательное условие воздействия - это многократность повторения одного и того же материала.
Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.
Игры на развитие понимания речи.
Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагают запомнить, как называются:
- их игрушки,
- части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос,
- названия действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается т т. д.).
Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка.
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать.
Задавайте ребенку вопросы:
— Где мама?
— Где папа?
— Где баба?
— Где дядя? И т. д.
Игры на развитие слухового внимания.
Игра «Кто что услышит»?
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Найди игрушку».
Цель: развитие координации движений.
Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры.
Вариант 1.
Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
Игра «Где позвонили»?
Цель: определение направления звука.
Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).
Описание игры.
Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Лексическая тема «Зима».
Артикуляционная.
Упражнение «Лопатка».
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5- ти.
Дыхательная.
«Сдуй снежок с ладошки» (ватный шарик или снежинки из бумаги).
Пальчиковая игра.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем несладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, два – поймаем, (смотрят вверх, подбрасывают и
ловят воображаемый снежок)
Три – уроним («роняют» воображаемый снежок)
И … сломаем. (топают)