Татьяна Скрягина
«Формирование правильной самооценки младшего школьника». Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТД
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование правильной самооценки младшего школьника»
Основные цели: сформировать представление родителей о приёмах выработки правильной самооценки младших школьников; способствовать проявлению заботы о состоянии психического здоровья своего ребёнка; содействовать формированию потребности к совершенствованию детско-родительских взаимоотношений.
Участники: родители выпускников детского сада или обучающихся 1 класса.
Публикация «„Формирование правильной самооценки младшего школьника“, Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТД» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Форма проведения : семинар-практикум.
Дидактические материалы:
1) Демонстрационный материал:
Д-1 Цель собрания - узнать приёмы формирования правильной самооценки младшего школьника
Д-2 Тема собрания - «Формирование правильной самооценки младшего школьника»
Д - 3 Приёмы формирования правильной самооценки (эталон на доску).
Приёмы формирования правильной самооценки младших школьников
1. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение ребёнком.
2. Власть используется ими в меру необходимости.
3. В ребёнке ценится не только послушание, но и самостоятельность.
4. Родители устанавливают правила и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми.
5. Родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.
2) Раздаточный материал:
Р - 1 Проявления разных видов самооценки (для этапа актуализации);
Р - 2 Карточка для работы в группах (для этапа реализации проекта);
Р - 3 Эталон для родителей;
Р - 4 Самостоятельная работа;
Р - 5 Тест - опросник (для этапа включения в систему знаний).
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Краткая аннотация к работе: родительское собрание, рекомендованное для проведения во 2-3 классе, разработано в ТДМ. Задачи собрания: уточнить представления родителей о понятии «самооценка», о её видах; открыть вместе с родителями приёмы формирования правильной самооценки младшего школьника.
Ход собрания:
1. Мотивация к деятельности.
- Сегодня мы собрались, чтобы снова поговорить о наших детях. А тему нашего разговора нам поможет определить этот мультфильм. (Мультфильм «Барашек»).
- О чём он?).
- Вы что - то уже знаете о самооценке вашего ребёнка?).
- Уверены, что правильно формируете её?).
- А хотите больше узнать о том, какие приёмы целесообразнее применять?).
- Я думаю, что сегодня вы решите для себя многие вопросы о самооценке вашего ребёнка и о том, как правильно её формировать.
- Всем желаю успехов и хорошего рабочего настроения.
- Но хотелось бы, чтобы вы так же, как и наши дети, старались бы на нашем собрании обладать такими качествами, как активность, честность, доброжелательность. (Слайд 3).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Актуализация знаний родителей о понятии «самооценка», «виды самооценки».
- По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни. Но именно младший школьный возраст является самым благоприятным для её развития.
- Вначале мне бы с вами хотелось уточнить, что же такое самооценка. (Родители высказываются)
- Я подытожу ваши ответы. (Слайд 4).
- Перед вами несколько высказываний великих людей о самооценке (Слайд 5).
- Все они разные. Но какая общая мысль их объединяет? (Родители высказываются)
- Действительно, их объединяет то, что человеку очень важно правильно оценивать себя. Ведь, ставя перед собой определённые задачи, мы должны соотносить их с нашими возможностями. А степень этих представлений реальности может быть различной.
- Какие же существуют виды самооценки? (Заниженная, завышенная и адекватная (реальная).)
(Слайд 6, анимация 1 - 2).
- Кратко охарактеризуем каждую из них. (Слайд 6, анимация 3 - 5).
В ходе характеристики учитель говорит и о проявлениях каждого вида самооценки. На столах у каждого участника собрания - карточки, на которых записаны эти проявления. (Р - 1) Можно попросить кого-то из родителей по очереди зачитать их.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости. Многие проблемы кажутся неразрешимыми, такие дети острее реагируют на критику, смех, порицания. Заниженная самооценка разрушает у ребёнка надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Такие дети в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребёнок руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счёт. При такой самооценке дети уверенно берутся за работу, превышающую их реальные возможности.
Адекватная самооценка проявляется в здравом, конструктивном подходе к своим задачам и возможностям. Такая самооценка поддерживает достоинство ребёнка и даёт ему нравственное удовлетворение.
- Как вы считаете, какая самооценка является правильной? (Конечно, адекватная.)
- Вы абсолютно правы.
- Теперь немного обобщим всё то, о чём мы сейчас говорили.)
2) Пробное действие
- А сейчас я вам предлагаю подумать и назвать приёмы формирования у детей правильной самооценки. (Слайд 7). (Даётся 1 минута на выполнение)
- Поднимите руку те, у кого нет ответа.
- Что вы не можете сделать? (Не можем назвать приёмы формирования у детей правильной самооценки.)
- Давайте послушаем остальных. (Вероятно, ответы будут разные)
- Видите, у каждого из вас свой вариант ответа. А нам надо найти общий ответ на этот вопрос.
- Кто – то из вас уверен в своём ответе? (Не совсем.)
3. Выявление причины затруднения.
- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. (Слайд 7, анимация 1)
- Какое задание выполняли? (Мы должны были подумать и назвать приёмы формирования у детей правильной самооценки.)
- Почему же возникли трудности с выполнением этого задания? Чего вы не знаете? (Мы не знаем приёмов формирования у детей правильной самооценки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель нашей встречи? (Узнать, какие существуют приёмы формирования у детей правильной самооценки.) (Слайд 8 или Д-1)
- Итак, уточняем нашу тему: «Формирование правильной самооценки младшего школьника».
(Слайд 9 или Д-2).
- Наши дети сами открывают новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сделать это сами. А я вам в этом помогу.
- Предлагаю сначала построить план выхода из затруднения (Слайд 10).
- Итак, у нас есть план, который поможет нам прийти к поставленной цели.
- Работать будете в группах. Я предлагаю вам вспомнить основные правила работы в группах, которые хорошо знают наши дети и которыми они пользуются на уроках (Слайд 11).
5. Реализация проекта.
- Каждая группа получает материал для работы, а потом ответственный от группы озвучит результаты. (Р – 2).
1. Родители (иногда/всегда) объясняют мотивы своих требований и (поощряют/не одобряют) их обсуждение ребёнком.
2. Родителями (всегда/в меру необходимости/ никогда не) должна использоваться власть.
3. В ребёнке ценится (только/не только) послушание, самостоятельность.
4. Родители (устанавливают/не устанавливают) правила и твёрдо (приводят/не приводят) их в жизнь, но (не считают/считают) себя непогрешимыми.
5. Родители (прислушиваются/не прислушиваются) к мнению ребёнка, но (руководствуются/не руководствуются) только его желаниями.
На работу - 3 минуты.
Поработав в группах, ответственные озвучивают результаты. Обсуждение результатов проводится фронтально. Итогом работы являются чётко сформулированные приёмы формирования у детей правильной самооценки. (Слайд 13). (Д – 1)
- Итак, мы достигли цели нашего занятия? (Да, достигли. Теперь мы знаем, какие существуют приёмы формирования у детей правильной самооценки.)
Каждому участнику собрания раздаются карточки – эталоны (Р -3).
Приёмы формирования правильной самооценки младших школьников
6. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение ребёнком.
7. Власть используется ими в меру необходимости.
8. В ребёнке ценится не только послушание, но и самостоятельность.
9. Родители устанавливают правила и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми.
10. Родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.
- Дети на уроках после данного этапа тренируются в применении нового знания. Предлагаю этот шаг отработать и вам.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас вы продолжите работать в группах. Я предлагаю вам обсудить, как можно развить в своём ребёнке некоторые качества, помогающие сформировать правильную самооценку у ребёнка.
(Слайд 14).
- Результаты можно кратко записать или нарисовать.
Родителям раздаются чистые листы для работы. На работу отводится 3 минуты.
Родители каждой группы озвучивают свои результаты, остальные комментируют согласие или несогласие.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А сейчас пришло время поработать самостоятельно.
- Выполните задания на карточках. (Р - 4)
Пример 1
В семье недостаточно требований – запретов и обязанностей, а также минимальное количество санкций. В таких семьях родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, оберегают его от обязанностей и трудностей, потакают во всём. Большая часть таких родителей не видит недостатков в воспитании своего ребёнка, неправильно оценивают и идеализируют его. Основные причины проявляющихся нарушений заключаются в переоценке родителями собственных воспитательных возможностей и в решении личных проблем за счё т ребенка: "Я считаю, что мною не было допущено ни одной ошибки в воспитании моей дочери. Я хочу, чтобы мой ребёнок ни в чём не нуждался, и я стараюсь строить нашу жизнь так, чтобы соблюдалось это условие. Я буду делать для своего ребёнка всё, что он хочет до тех пор, пока у меня имеются возможности, потому что ещё не известно, что ожидает его в будущем и как сложится его жизнь. У меня не было таких возможностей, так почему бы мне ни создать их для моей дочери. Я не вижу ничего негативного в том, что у девочки могут быть какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими".
Пример 2
Родители возлагают на своего ребенка непосильные и несоответствующие возрасту обязанности и предъявляют к ребёнку чересчур завышенные требования. Основная причина данного нарушения заключается в решении родителями личных проблем за счёт ребенка.
Родители, в воспитательном стиле которых наблюдаются данные нарушения, чаще обладают наличием низкого уровня самооценки, что, конечно же, предопределяет их стремление повысить собственную самооценку за счёт ребенка, за счё т его успехов и достижений: "Я не очень хорошая хозяйка, на мой взгляд. Я очень боюсь обидеть кого-либо, от чего сама часто страдаю. Я часто невнимательна к своим родным, часто недовольна собой. Я не хочу, чтобы мои дети когда-нибудь чувствовали то же самое, что и я сейчас, поэтому я и очень требовательна к ним. Мне хочется гордиться ими".
- Проверьте свои ответы по образцу (Слайд 15).
- Если ответ совпал с образцом, поставьте рядом +, если не совпал - ?
- У кого всё правильно?
- Кто ошибся? В чём ошибка?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Для повторения я предлагаю вам проверить общую самооценку ваших детей с помощью теста - опросника. Материал для этого вы найдёте на карточке. (Р - 5)
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и рядом - один из трё х вариантов ответов: “да” (+, “нет” (-, “не знаю”, выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечётными номерами, затем - количество согласий с положениями под чётными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от -3 до +3 – об адекватной самооценке
Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.
Эту проверку родители могут провести дома.
9. Рефлексия деятельности.
- Какую цель вы ставили перед собой сегодня? (.)
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- А теперь выскажите своё мнение по итогам нашей работы.
Родители по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, записанной на доске (Слайд 16) :
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• я понял, что…
• теперь я смогу…
• я научился…
• у меня получилось …
• мне захотелось…
- Спасибо вам за активную работу. Я думаю, что наша встреча была не только полезной, но и интересной.
- Помните: счастье ваших детей в ваших руках. Успехов вам в воспитании, мира и взаимопонимания в семье! (Слайд 17)