юлия михеева
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Важным моментом при подготовке к школе детей 5 - 6-летнего возраста становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования.
Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в игре» размещена в разделах
Все дидактические игры основаны на следующих принципах:
• дидактическая игра должна опираться на программный материал;
• дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс
в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
• назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны
быть ясны и понятны детям;
• пособия, используемые логопедами при проведении дидактических игр, должны
быть внешне привлекательными;
• условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить
вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Работа по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования проводится обычно на специально организованных занятиях с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игровую деятельность.
Когда взрослый говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким образом ребёнка в неинтересную для него ситуацию, но если необходимый речевой материал подаётся в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми.
Известно большое количество специальной литературы, представляющей игры, адаптированные для проведения на логопедических занятиях.
Часто авторы предлагают на рассмотрение педагогов готовые конспекты фронтальных занятий с содержащимся в них игровым материалом. Но использование таких конспектов (и не только их) не помогает, а мешает работе: представленный материал рассчитан на детей с определённой подготовкой, а дети, группы детей всегда разные. Поэтому одно из основных требований к работе учителя-логопеда – каждый раз разработка, построение новых конспектов, хотя и на одном и том же программном материале, но с объективным учётом каждой новой группы детей.
В большинстве своём игры, направленные на формирование грамматических категорий имеют замечательный языковой материал, но они рассматриваются отдельно игр, используемых для расширения словаря детей. Это не очень удобно для применения их в работе логопедом-практиком, так как обычно грамматические средства языка и навыки словообразования формируются у детей во время изучения с ними различных лексических тем. К тому же словарный материал обычно определяет специфику отрабатывающихся на нём грамматических категорий, например, притяжательные прилагательные целесообразно изучать на материале темы «Животные» (чей хвост? – лисий).
Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство дидактических игр должны иметь не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними. Для того чтобы вызвать у детей интерес к обучению, на занятиях применяются специально разработанные панно, пособия, настольно-печатные игры (различные лото издательства «Малыш»). Участниками занятий становятся зайчик, котёнок, кукла Маша и другие игрушки. Дети одевают их (лексическая тема «Одежда», кормят ( темы: «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», водят в зоопарк (тема «Животные») и т. д. Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх: приходят в «магазин покупать» овощи, игрушки, мебель, становятся «водителями» различного транспорта.
Игра «Писатель» позволяет в доступной и интересной для ребёнка форме формировать у него навык составления связных описательных рассказов по лексическим темам. Дети изображают знаменитых писателей, которые придумали «рассказ», «повесть», «роман» про фрукт, мебель, животное – в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по предложенному логопедом плану описание картинки или предмета-муляжа. Для подсказки детям и для развития у них наглядно-образного мышления необходимо использовать специальное панно.
Для формирования лексико-грамматических средств языка при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи могут быть использованы следующие дидактические игры.
«День рождения зайца»
Цель: научить детей образовывать существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед говорит детям, что пришло известие от зайца, и зачитывает заранее заготовленное письмо, в котором заяц приглашает ребят на день рождения. На столе лежат овощи большого и маленького размеров. Дети выбирают подарок на день рождения. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу овощи со словами : «Я тебе принёс в подарок большую морковку и маленькую морковочку», «Я тебе принёс в подарок большую капусту и маленькую капусточку» и т. д.
«Мы считаем»
Цель: формирование грамматической категории множественного числа существительных.
Дети встают в круг и хором декламируют стихи:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей.
В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей, стоит ведущий.
Послу окончания чтения стихотворения ведущий даёт одному из детей любой овощ по своему выбору (например, огурец). Этот ребёнок передаёт овощ стоящему рядом со словами : «Один огурец». Второй ребёнок отдаёт огурец следующему, произнося: «Два огурца». Счёт ведётся до пяти. Последний участник передаёт овощ ведущему. Дети снова декламируют стихотворение.
«Портной»
Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение приставочных глаголов.
На столе логопеда разложены разные предметы: швейная машинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльцы; молния, куртка, пальто, пуговица, платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т. д.
Логопед предлагает детям подумать, какие действия можно выполнить с этими предметами. Каждый ребёнок должен подойти к столу. Взять два предмета и придумать действие, но так, чтобы использовать приставки: вы-, при-, за-, под-. Дети выполняют действия и комментируют их. «Я зашиваю колготки»; «Я вышиваю салфетку»; «Я пришиваю пуговицу»; «Я подшиваю подол юбки» и т. д.
«Разложи продукты по своим местам»
Цель: развитие навыков словообразования.
Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т. д. Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селёдку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в маслёнку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
«Кто что делает?»
Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.
Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Примерный лексический материал : Рыбу ловит … рыболов
Лес рубит … лесоруб
Пчёл разводит … пчеловод
Землю копает … землекоп
Трубы чистит … трубочист
Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).
Например: трубы чистит – самосвал, пылесос, трубочист (дети поднимают картинку); землю копает – ледокол, вездеход, землекоп.