Марина Король
Факторы развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности : наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.
Публикация «Факторы развития личности дошкольника» размещена в разделах
В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.
Среда, по мнению И. П. Подласого, - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» - природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле - непосредственное предметное окружение ребенка.
В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» - совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Возрастные особенности дошкольника
Дошкольный возраст. Он делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало законам амплификации, ребенок вырос примерно до 90 – 100 см, увеличился в весе (примерно 13 – 16 кг). Он стал более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди. Физически ребенок явно стал крепче. Он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью.
Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6 – 7 лет.
Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П. Я. Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6 – 7 лет (и даже в 5… умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…».
Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные значения, но и систему знаний. И если, как отмечал Л. С. Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной» программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого обучении его, то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда если они представлены в наглядно-образной форме. Мышление детей конкретно, считают ученые, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют в своих рассуждениях, умозаключениях. «Если человек появился на Земле, значит, его создал Бог», – глубокомысленно заявляет 5-летний ребенок. Или такие высказывания: «Мужчины рожать детей не могут. А нужны они, чтобы женщинам помогать. Например, носить тяжелые вещи», «Ну как таким маленьким сердцем можно так сильно любить свою семью!».