Наталья Немчанинова
Проект «Детское экспериментирование как путь к познанию мира» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Тип проекта : : познавательно – речевой
По количеству участников : групповой,
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: среднесрочный.
Заявитель: дети (6-7 лет).
Ожидаемые результаты:
Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
Умение использовать разные способы и приемы познания.
Интерес к экспериментированию у детей.
Готовность к логическому познанию.
Публикация «Проект „Детское экспериментирование как путь к познанию мира“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Пополнение речевого запаса и развитие связной речи.
Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Актуальность:
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель: Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду ;
2. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни;
4. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование и опыты.
Планирование деятельности
Образовательные области в рамках которых проводится проект :
• Познавательное развитие : упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательcко- поисковая деятельность
• Художественно-эстетическое развитие: использование художественного слова, рассказ, чтение, вопросы, беседы
• Физическое развитие: проведение опытов (практических,подвижные игры,
труд в природе и в уголке природы,
• Речевое развитие: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций, использование художественного слова.
• Социально-коммуникативное развитие.
Формы работы с родителями:
• Мастер класс
• Консультация
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Ручной труд
• Развивающая среда.
Этапы реализации проекта :
1. Анкетирование родителей с целью выявления отношения к исследовательской активности детей (Приложение 1)
2. Анализ научной и методической литературы
3. Создание условий для детского экспериментирования : место для проведения экспериментов, место для хранения материалов
4. Подготовка материалов для проведения экспериментов
5. Подбор дидактических игр (Приложение 2)
6. Подбор художественной литературы
7. Консультации для родителей: (Приложение 3)
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
На первом подготовительном этапе деятельность была направлена на поиск, изучение технологий и методик в области развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. Проводили беседы с воспитанниками на тему «В мире интересного». Дети с интересом рассматривали иллюстрации в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
Для реализации проекта были вовлечены родители воспитанников как равноправные участники.
Так же, на этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с исследовательской деятельностью и экспериментированием, и пришли к выводу, что в группе созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта :
1. В группе оформлен “Уголок экспериментирования”. Материал, представленный в уголке разнообразен: это настольно-печатные игры, различный природный материал, микроскоп, зеркала, магниты, для проведения экспериментов.
2. Была подобрана информация для родителей, о том какие эксперименты они могли совместно с детьми провести дома.
II. Основной этап
Эксперименты :
С ребятами просматривали презентации о природных явлениях, после проводили беседы по изучаемым темам: «Чудо водичка», «Чудо техники», «Тайны человеческого тела»; дети играли в дидактические игры, развивающие игры, вели наблюдения и плановые работы в уголке природы.
Самое интересное было проводить эксперименты. Совместная экспериментальная работа родителей и детей, была не менее интересной, дети дома с родителями проверяли натуральность меда, кто – то принёс самодельное мыло, ещё детям очень понравились свечи, сделанные своими руками вместе с родителями.
НА ТРЕТЬЕМ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ БЫЛИ ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ПРОЕКТА.
В течении всего времени реализации проекта педагоги, родители и воспитанники проводили совместную работу:
- проходила выставка семейных поделок;
- мы создали альбом нашей экспериментальной деятельности;
- дети сами соорудили фильтр для воды;
- после проведённых экспериментов, воспитанники пришли к определё нным выводам:
После проведения эксперимента с воздухом они пришли к заключению, что
1. Воздух не имеет цвет.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом.
7. Он часть природы.
После проведения эксперимента с водой, ребята сделали вывод, что:
-вода не имеет форму;
-вода не имеет цвета;
-у воды нет запаха;
-нет вкуса.
Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проекта способствовало обогащению сознания детей новым содержанием.
Список используемой литературы для реализации проекта :
1. «Тематические дни в детском саду» под ред. Петуховой А. А.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под ред. Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е.
3. «Экологический дневник дошкольника. Лето» под ред. Никоновой Н. О. ,