оксана чепель
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры при изучении предмета «История народной культуры и изобразительного искусства» в ДШИ им. А. И. Плотнова»
Автор: Чепель Оксана Михайловна
Старший методист, преподаватель,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
«Детская школа искусств им. А. И. Плотнова»
г. Данков, Липецкая область
В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка
Народная культура - это богатейший материал для знакомства детей с бытом и традициями народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта, украшениями. Народная культура - основной стержень для становления личности ребенка. Приобщая к культурному наследию народа, формируется представление о богатстве, нравственности, красоте, воспитываются лучшие качества: трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие. В процессе долгой и кропотливой работы проявляется уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.
Знакомство с предметом «История народной культуры и изобразительного искусства» начинается с периода глубокой древности. Стремление человека к развитию, к созданию жизненного пространства вокруг себя приводит к зарождению различных ремесел, то есть зачатков культуры и искусства. Так, например, первая обгоревшая в костре палка становится «прародителем» копья, стрелы, карандаша и т. д. ; первый узел – это впоследствии шитье, вязание, макраме. И если вначале первые достижения людей рассматривались как необходимость бытия, то впоследствии, расширяясь и совершенствуясь, они постепенно переросли в ремесло и, затем, в искусство. На этом этапе, в качестве практического занятия, детям предлагается «изобрести», по примеру первобытного человека, какой либо предмет из спичек (символичные ветки или бревна) и ниток (символичные стебли растений или жилы животных). На деле оказывается не просто представить себя первобытным, и даже уменьшенную копию древней лестницы соорудить достаточно сложно. Появляется представление детей о трудоемкости процесса и важности совместного труда.
Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры. Интерес к народной культуре связан с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа, который и сейчас проявляется в действиях человека, ярко показывая принадлежность к определенной народности. Народная культура – это народные символы и приметы, народная одежда и убранство, народная кухня и многое другое. Это особый взгляд на устройство мира, а также своеобразные нормы и ценности жизни.
Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это фольклор, что означает народная мудрость. Фольклор представлен во множестве разнообразных видов: народные сказки, былины, легенды, игры, поговорки, народные танцы, декоративно –прикладное искусство, народные поверья, обряды, народная кухня, народный костюм и многое другое. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т. е. культуру нации, этноса.
Наконец, важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. В изучении поведения, быта, традиций, принципов старинной жизни народа кроется сущность всей нации, менталитет каждой народности. Например, русские народные былины своеобразно рассказывают о периоде Киевской Руси и на примере эпических сказаний о русских богатырях (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) демонстрируют подвиги русского народа. Поэтому современное общество проявляет искренний интерес к народной культуре как особому языку передачи самобытной информации о нас как о русских людях. Понимая значение народной культуры и ее функции в современном мире, государство на официальном уровне стремится сохранить народное культурное наследие с помощью разных организаций, конкурсов, программ и проектов. Например, чтобы бережно сохранять и приобщать общество к произведениям русской народной культуры и к русским традициям, во многих городах нашей страны создаются и поддерживаются государством Дома народного творчества, а также различные музеи русской народной культуры.
На занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства» в Детской школе искусств им. А. И. Плотнова наряду с теорией применяются практические технологии декоративно-прикладного творчества для знакомства и приобщения детей к народному искусству. Так, например, для знакомства детей младшего возраста со старинной технологией производства домашней ткани на ткацком станке применяем приемы плетения из бумаги. Детям предлагается сплести коврик, используя разноцветную бумагу.
Узор коврика рекомендуется придумать самостоятельно. Из бумаги, так же как и из ткани, узор получается двухсторонним. Таким образом, у детей появляется практическое представление о том, как получается ткань, как могут переплетаться нити и каким образом можно сделать цветной узор.
Изучение народного костюма – это кладезь знаний и умений, накопленный нашими предками и переданный нам. Вышивка, плетение поясов, изготовление кокошников, валяние из шерсти – это только некоторые элементы прикладного творчества, с которыми дети знакомятся на занятиях. Возьмем, к примеру, шерсть. Учащиеся знакомятся с материалом, изучают его свойства и возможности и под руководством преподавателя изготавливают декоративные маленькие валеночки способом мокрого валяния.
О технологии и старинных «рецептах» валяния настоящих валенок ученики узнают из тематического видеофильма. Практическая работа помогает осмыслить ручной труд, понять его сложность, не серийное производство и трудоемкость процесса.
Декоративно-прикладное творчество вместе с теоритическим материалом по истории народной культуры в итоге дают наибольший познавательный и практический уровень знаний учащихся. Непосредственная прикладная деятельность способствует вхождению детей в мир народной старины. Пробы себя в роли «старинного ремесленника» дают возможность представить трудоемкость и сложность быта. Вместе с этим прочувствовать необыкновенную красоту, индивидуальность, сложность исполнения старинных народных рукоделий. Таким образом, шаг за шагом дети узнают тайны нашей истории, истоки культуры, традиций, ремесел и т. д. в нескучной форме.
Народная культура в обучении и воспитании детей необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг.