Наталья Курочкина
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду (из опыта работы)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194»
Выступление на семинаре-практикуме «Развитие графических способностей дошкольников в изобразительной деятельности» воспитателя Курочкиной Н. А. «Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду»
Публикация «Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
Сегодня мы повторим основные элементы дымковской, филимоновской, городецкой, гжельской, жостовской росписей. Эти виды декоративно-прикладного творчества наиболее близки и доступны детям для восприятия и воспроизведения. Дети знакомятся с народным творчеством на примере оформления игрушек, фигур птиц, животных, людей, предметов быта. Мы обращаем внимание дошкольников на красоту росписи, колорит и историческую ценность.
Мы обобщим опыт педагогической работы обучения детей не только изображению декоративной росписи, но и отметим этапы приобщения к историческому культурному наследию.
Вся работа проводится в несколько этапов:
1) знакомим детей с народной игрушкой, демонстрируем на занятиях, вводим в игру; учим любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества; развиваем представления детей о возможных вариациях использования предметов в прошлом и сегодня; отмечаем актуальность;
2) разучиваем названия игрушек, даём знания об истории игрушек на доступном возрасту уровне;
3) исследуем орнаменты, элементы узора, соответствующие данному виду искусства, находим сходство с природой;
4) обучаем декоративному рисованию, учим изображать, используя поэтапный показ;
5) развиваем декоративное творчество, способность детей самостоятельно создавать узоры по мотивам народных росписей.
Слайд. Народное декоративно-прикладное творчество в младшей группе 3-4 года.
роспись Элементы росписи, техника изделие
Дымковская Круги, точки, прямые линии, примакивание Птичка, козлик, конь, блюдце, рукавички, посуда
Дети выделяют некоторые средства выразительности: элементы, их цвет.
• В младшем возрасте мы знакомим детей с дымковской росписью. С элементами: круги, точки, прямые линии, с техникой примакивания.
Показ элементов: круги и точки выполняются тычком концом кисти, с помощью круговых движений достигается форма круга. Технику примакивания показываем всем ворсом кисти.
Слайд. Народное декоративно-прикладное творчество в средней группе 4-5 лет
роспись Элементы росписи, техника изделие
Дымковская Круги, точки, прямые и волнистые линии, примакивание, кольца Конь, кокошник, барышня
Филимоновская
Прямые, горизонтальные, наклонные, вертикальные линии, круги, кольца, примакивание, солнышко Петушок, уточка, барышня, козлик
Дети узнают средства выразительности: элементы узора, их цвет, расположение на форме.
• В средней группе продолжается работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Знакомим ребят с Филимоновской игрушкой, с основными элементами росписи. Дети начинают выделять элементы узора, их цвет, яркие краски. Геометрические элементы: полосы, кольца, круги разной величины и цвета. Посмотрите, какие причудливые петушки, уточки, козлики, красивая барышня.
Сейчас мы с вами вспомним основные элементы филимоновской игрушки: прямые, горизонтальные, наклонные, вертикальные линии, круги, кольца, солнышко. Сейчас я Вам покажу один вариант изображения филимоновского цветка: рисуется основа – жёлтый круг, когда он высохнет прорисовываем серединку – красный круг. Затем способом примакивания рисуем разноцветные лепестки по кругу (показ)
Слайд Народное декоративно-прикладное творчество в старшей группе 5-6 лет
роспись Элементы росписи, техника изделие
Дымковская
Точки, круги, кольца, волнистые линии, наложение цвета Птичка, козлик
Филимоновская
Прямые, горизонтальные, наклонные, вертикальные линии, круги, кольца, примакивание, кольца, ёлочка, солнышко Барышня, козлик
Гжельская Линии, круги, бордюр, капельки, волнистые линии Лебедь, посуда, снегурочка
Городецкая
Ромашка, купавка, розан, роза, гирлянда, сетка, листья, наложение цвета Кони, доска, шкатулка
Полхов -Майданская роспись Точки, круги, цветочки, листочки матрёшка
Каргопольская Круги, кольца, кресты, мотивы зёрен, хлебных колосьев Конь-полкан
Дети различают виды народного декоративно-прикладного искусства, появляется симметрия.
• В старшей группе продолжается работа по развитию интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Знакомятся с городецкой росписью, гжельской, полхов-майданской, каргопольской, осваивают основные элементы. Большое внимание уделяется закономерностям цвета и чередованию элементов, построению симметричности узора. Для примера я сейчас остановлюсь на городецкой росписи цветов: городецкая роза, розан, купавка, ромашка. Используется подмалёвок (основание цветка, тенёвка и оживка. (показ)
Сейчас я покажу вариант изображения купавки. На основу, подмалёвок наносится контур тенёвки, круги, цветы, основные элементы, оживка.
Слайд. Народное декоративно-прикладное творчество в подготовительной группе 6-7 лет.
роспись Элементы росписи, техника изделие
Филимоновская Прямые, горизонтальные, наклонные, вертикальные линии, круги, кольца, примакивание, кольца, ёлочка, солнышко, клетка Петушок, барышни, свистульки
Городецкая
Бутоны, купавка, ромашка, роза, листья, линии, птица, оживка Шкатулки, доски, кокошники, кони, птицы
Полхов-Майданская Цветочки, листочки матрёшка
Гжельская
Бордюр, точка, капелька, розан (цветы из капелек, сетка, мазок с тенью Посуда, дед Мороз
Хохломская
Точка, ягодки, листики, травка, завитки, цветочки Подносы, шкатулки, посуда
Жостовская Цветок, пятилистник, мазки, стебельки, усики подносы
Мезенская
Завиток, зигзаг, двойной завиток, парный завиток, пёрышко, коловорот, спиралька Прялка, шкатулка, посуда, доски
Вологодское кружево Точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок Салфетка, снежинка
Дети умеют создавать узоры по мотивам народных росписей, передают цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.
• В подготовительной группе дети составляют узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с хохломской, жостовской, мезенской, вологодской росписью и их элементами. Сейчас я покажу вариант изображения гжельского и жостовского цветков.
Гжельский цветок отличается разнообразием техник: мазковая роспись, капельки, контур с размыванием цвета.
В середине шаблона рисуем контур гжельской розы и пользуемся техникой размывания цвета. Тонкой кистью рисуем контур, а далее смачиваем кисть в воде и размываем цвет. Рядом показываем розу, используя мазки с тенью. Пользуемся белой и синей краской. (если останется время)
Далее показываю жостовскую роспись цветка и её основные элементы. В данном случае берем за основу красный мак. Цветок-пятилистник. Рисуем красный круг - это серединка цветка, далее по кругу изображаем лепестки в форме вытянутых «сердечек», их пять. Закрашиваем. Когда основа высохнет делаем тенёвку и оживку.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, развивает творческие способности детей. Знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством необходимо! Эти элементы росписи можно использовать на повседневных занятиях по изодеятельности.