Полина Тихонова
Инновационный образовательный проект «Технопарк в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный образовательный проект
«Развитие детского научно-технического и художественного творчества посредством организации в ДОО познавательного центра «Детский технопарк»
Разработали: Рукавичникова В. А
Тихонова П. А
Полевской, 2021
Актуальность.
Необходимость развития в Российской Федерации наукоемких технологий, создания высокотехнологичных производств, восстановления и создания промышленных предприятий, центров компетенций и точек технологических прорывов по приоритетным направлениям науки и техники неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства и Министра образования и науки Российской Федерации, видных ученых и представителей бизнеса России.
Публикация «Инновационный образовательный проект „Технопарк в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Высокоинтеллектуальные инженерные кадры, умеющие изобретать, придумывать, совершенствовать материалы и технологии, автоматизировать операции и управлять процессами, нужны в таких отраслях как строительство, транспорт, медицина, экология нашего округа. Для создания и развития такого кадрового потенциала, необходимо с раннего возраста заинтересовать детей техническим творчеством, экспериментированием и основами робототехники. Благодаря современным научно-техническим разработкам появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов разной сложности и экспериментами.
В условиях низкой мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию особых пространств и форм для интеллектуального развития дошкольников и младших школьников, их подготовки по программам инженерной направленности. Необходимо формировать условия для развития образования, обеспечивающие расширенные возможности детей получать знания из различных областей науки и техники в интерактивной форме «Исследовать – Действовать – Знать – Уметь», развивать у молодого поколения инициативность, критическое мышление, способность к нестандартным решениям. Увлеченные познавательным и созидательным поиском дети со временем будут содействовать развитию инновационных технологий, науки и производства. Актуальность обусловлена необходимостью повышения мотивации к выбору инженерных профессий и создания системы непрерывной подготовки будущих квалифицированных инженерных кадров, обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Цель инновационной деятельности - создание условий в ДОУ, направленных на развитие научно-технического и художественного творчества у детей дошкольного возраста.
Объект инновационной деятельности – предметно-развивающая среда в форме познавательного центра «Детский технопарк».
Гипотеза. Предполагается, что созданная в ходе инновационной деятельности развивающая среда в форме познавательного центра «Детский технопарк» позволит развить детское научно-техническое и художественное творчество, при условии:
- оснащения образовательной среды современным обучающим оборудованием (интерактивным, лабораторным, игровым и др.);
- создания в группе познавательного центра, реализующего различные направления развития дошкольников (лабораторно-исследовательская деятельность, конструктивная деятельность и др.).
В связи с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Разработать модель детского образовательного Технопарка в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе интеграции взаимодействия трех лабораторий (модулей);
2. Создать условия для формирования предпосылок профессиональной ориентации и развития познавательного интереса у дошкольников к инженерно-технической, конструкторской и исследовательской деятельности;
Объект инновационной деятельности – предметно-развивающая среда в форме познавательного центра «Детский технопарк».
Образовательное пространство детского Технопарка включает 3 образовательных модуля для детей 5-6 лет, которые реализуются в лабораториях:
Модуль 1 - Творческая лаборатория дошкольника «Юный конструктор». Цель: развитие творческих способностей детей средствами творческо-конструкторской деятельности с помощью конструкторов различных видов и типов;
Модуль 2 - Творческая лаборатория дошкольника «Я - исследователь» Цель: расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира с помощью опытов и экспериментирования;
Модуль 3 - Творческая лаборатория дошкольника электроники и робототехники «Мастера механизмов»
Творческая лаборатория дошкольника «Юный конструктор»
Предназначена для пространственной системы познаний окружающего мира, развитие следующих процессов: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Лаборатория оснащена:
- Конструктором КликКлап
- Магнитный конструктор
- Lego
- Магникон
- Металлические или пластиковые конструкторы с болтовым соединением
-Электронные конструкторы
Творческая лаборатория «Я - исследователь»
Предназначена для раннего знакомства с основами математики и физики на примере простейших экспериментов с предметами, окружающими детей в обычной жизни, и способствует формированию мотивации к обучению, познанию, стимулирует интерес к исследовательской деятельности.
Лаборатория оснащена:
- микроскопом, пробирками, колбами для проведения опытов;
- набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта;
- набор для опытов с магнитом;
- коллекции минералов, тканей, бумаги, семян;
Творческая лаборатория «Мир техники»
Позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электро и робототехники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире, что является вполне естественным. Обучение навыкам программирования и развития пространственного и структурного мышления. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно - логического мышления.
Лаборатория оснащена:
- Конструктор Знаток «Первые шаги в электронике»
- Конструктор Знаток «Автоматическое освещение»
- ЛогоРобот Пчелка «BeeBot»
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- дети могут моделировать и исследовать процессы. Применять конструктивные умения и навыки при проектировании и сборке конструкций;
- активно взаимодействуют в группе, договариваются и сотрудничают, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве;
- развита познавательная активность детей (воображение, фантазия и творческая инициативность);
- могут применять начальные знания программирования, интересуются причинно-следственными связями, самостоятельно придумывают объяснения, решать технические задачи, ориентироваться в пространстве и пространственных отношений.