Татьяна Кривоногова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Цветы»
▼ Скачать
Технология «Сообщество» как инструмент развития инициативы детей
Образовательная деятельность «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)
Возраст детей 5-6 лет
Тема НОД «Комнатные цветы»
Цель Воспитание ценностного отношения к окружающему миру в процессе обобщения представлений о комнатных растениях. (Развитие интереса к комнатным растениям, цветам).
Задачи • закрепить знания детей о комнатных растениях, условиях, необходимых для их роста;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
• формировать представление о размножении комнатных растений, учить последовательности во время посадки; формировать навыки ухода за комнатными растениями;
• развивать связную речь; учить сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках; учить изображать комнатные растения нетрадиционными техниками рисования (оттиск);
• развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
• воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться природой, как с живым организмом;
• воспитывать умение работать в подгруппах, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Материал и оборудование Музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов», презентация «Комнатные растения в живописи», 2 смайлика для рефлексии, цветные лепестки-маркеры для выбора центров активности (синий, фиолетовый, желтый, оранжевый на каждого ребенка).
Центр познания. Презентация «Посадка и уход за фиалкой», энциклопедический материал о комнатных растениях, грунт, дренаж, кашпо для посадки, посадочный материал (черенки, фиалка в горочке, лейка, карточки для составления схемы ухода за фиалкой, клей-карандаш, узкая полоска картона, фартуки для труда, стаканчик с водой, пищевой краситель.
Центр искусства. Картинки с изображением видов фиалок, гуашь, палитры, сосновые шишки (для оттиска, кисть белка № 4, лист А4, простой карандаш на каждого ребенка подгруппы.
Центр развития речи. Демонстрационный материал «Комнатные цветы», магнитная доска (мольберт, простые и цветные карандаши, точечный рисунок с изображением кактуса, фикуса (на выбор детей).
Центр здоровья. Картинки с целебными комнатными растениями, алоэ в горшочке, кукла с «ранкой», ножницы, бинт, пластырь, стерильная салфетка, мяч, картотека подвижных игр на тему «Цветы».
Предполагаемый результат Дети закрепят знание некоторых видов комнатных растений, правил ухода за ними, у воспитанников формируется ценностное отношение к окружающему миру, умение сотрудничать в подгруппах.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня много гостей. Давайте мы их поприветствуем. Вы такая дружная группа! Давайте присядем. А чтобы нам всем было интересно и приятно, давайте подарим друг другу улыбки.
Игра «Улыбка» : Привет сосед, улыбнись мне в ответ, Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил!
(Дети поочерёдно улыбаются и здороваются друг с другом).
- Нашу беседу я хочу начать с загадки: «Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут». Что это? Правильно. Это комнатные растения. «Комнатные растения – наши друзья» - это тема нашей сегодняшней беседы. Какие комнатные растения вы знаете?
Дети: Герань, фиалка, кактус и т. д.
- А какие цветы есть у вас дома?
- Я предлагаю вам посмотреть картины известных художников, на которых изображены помещения, с комнатными растениями.
- Ребята, как вы думаете, для чего люди всегда ставили в своих домах комнатные растения? (Растения очищают воздух. Они служат для украшения интерьера. Выделяют кислород. Приносят радость людям.)
- А вы видели такие растения на улице в городе? (Нет. Таких растений на улице не бывает.)
- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатными. Они требуют более комфортных условий. Цветы - символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче, радостнее и пробуждает в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. Композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку, которая называется «Вальс цветов». Хотите её услышать? Вам понравилось?
- Ребята, а что еще интересного вы бы хотели узнать про комнатные растения? (Полезные свойства, как сажать и ухаживать и др.)
- Я предлагаю сегодня вам разделиться в группы по Центрам, в которых вы сможете найти ответы на вопросы. Каждому из вас я предлагаю на выбор 2 лепестка, 2 центра, в которых вы сможете найти для себя интересное дело.
Синий – Центр Познания. Здесь вас ждут интересные открытия : из презентации узнаете о том, как вырастает цветок, сможете сами посадить комнатное растение.
Фиолетовый – Центр Искусства. Здесь вы сможете с помощью необычных материалов нарисовать растения.
Желтый – Центр развития речи. В этом центре вас ждут много интересных игр о цветах, побываете в цветочном магазине.
Оранжевый – Центр Здоровья. А в этом центре вы сможете узнать о целебных свойствах растений.
А помогут вам в центрах наши педагоги (учитель-логопед Олеся Александровна, воспитатели Татьяна Владимировна и Ирина Рамзиевна). Пожалуйста, выбирайте по 2 лепестка разного цвета и проходите в центры с таким же цветком.
Центр искусства:
«Фиалка» Нетрадиционная техника рисования гуашь + оттиск шишкой.
Ход деятельности.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем рисовать. «Просит у меня дружок фиолетовый цветок, мне отдать его не жалко, подарить дружку… (Фиалку)».
Что это за цветок? (Комнатное растение) Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения? (Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей).
- Да, трудно представить нашу жизнь без цветов, т. к. было бы не красиво и скучно. Мы даже представить себе не можем жизнь без цветов. Комнатные растения нуждаются в заботе и любви человека. Например, есть такое мнение, что если цвет фиалки не нравится человеку, то растение перестает цвести. Растения впитывают не только влагу, но и наше настроение.
Но, если комнатных растений нет, то можно украсить помещение картиной с цветами, и она тоже будет дарить хорошее настроение. А рисовать мы будем фиалку. Сначала немного разомнемся.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда, только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово-бахромчатая, волнисто-кружевная). Рассмотрим их внимательно.
Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.
- Каким цветом обведены белые цветы? (Синим.)
-Предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании – «оттиск» («печать») сосновой шишкой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово-бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми». А в чем растут цветы и в том числе наша фиалка? (В горшочке.)
- Правильно. Давайте назовём форму горшка? (Трапеция перевёрнутая.)
- Что больше: горшок или наше растение? (Растение.)
- То есть, большую часть нашего альбомного листа будет занимать растение.
Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом? (Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.). С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние, рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: нижняя часть горшка более узкая, чем верхняя его часть.
После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Какие цвета будем использовать? (Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы – фиолетовым или розовым с желтой серединкой.). Раскрашиваем горшок. Листья похожи на воздушные шарики на нитках, которые собираются в горшочке.
- Берем шишку для оттиска, обмакиваем её в краску и способом «оттиска» («печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов. В серединки цветов ставим очень маленькие желтые точки – сердцевинки.
- Как получить яркий цвет? (Нужно использовать меньше воды, больше краски.)
Итог. Какие комнатные цветы вы знаете?
- Какой цветок мы сегодня нарисовали?
- А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется? (оттиск)
- Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? (Герань, бегония, цикламен, азалия и др.)
- Да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга? (Величина, форма, цвет листьев и цветов (соцветий) комнатных растений.) Да, молодцы, дети! Всем спасибо, и до свидания.
Центр развития речи:
Ход деятельности.
- Ребята, скажите, в вашей группе много комнатных растений? А хотите, чтобы группа стала еще уютнее и наряднее с цветами? Я предлагаю вам игру «Магазин цветов». Мы вместе сходим в цветочный магазин и купим новые комнатные растения. Вы согласны? (Да)
Игра «Магазин цветов»
- Я буду продавцом, а вы покупателями. Вы должны описать растение, но не называть его. Например: Этот цветок имеет укороченный, низкий стебель, на котором располагается много листьев. Листья махровые, овальной формы, светло-зеленого цвета, с розовыми цветами. Я должна угадать и выдать вам растение.
1-й реб. : У этого цветка прямой стебель, листья овальной формы, гладкие, большие, плотные, блестящие, темно-зеленого цвета, цветов не имеет. (Получает картинку «фикус»).
2-й реб: У этого цветка прямой стебель, листья с ворсинками, полукруглые, светло-зеленые. Имеет запах. Цветы расположены на длинном стебле на макушке в соцветие. (Получает картинку «герань»).
3-й реб. : Это растение темно-зеленого цвета, похоже на шар, имеет колючки с красивым красным цветком. (Получает картинку «кактус»)
4-й реб. : У этого растения свисающие, длинные, узкие листья с белой полоской. На длинных тонких стеблях свисают крошечные розетки листьев. (Получает картинку «хлорофитум»).
5-й реб. : У этого растения длинные полосатые заостренные листья без стебля, он не цветет. Его еще называют «щучий хвост». (Получает картинку «сансевьерия»).
- В нашем магазине растений больше нет. Игра закончена.
- Куда мы с вами ходили? В какой магазин? (В цветочный.)
- Что вы там купили? (Комнатные растения.)
Игра «Какой цветок я купил (а)»
-, какой цветок ты купила в магазине? (Я купила в магазине фиалку.)
-, что ты купил в магазине? (Я купил в магазине кактус.)
- Сколько комнатных растений вы купили в магазине? (По одному растению).
- А теперь представьте, что вы купили не одно комнатное растение, а много.
Игра «Один-много» (Фикус - фикусы, Фиалка - фиалки, Хлорофитум - хлорофитумы, Герань - герани, Кактус - кактусы)
- А теперь давайте сами превратимся в цветочки. Физминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)
Поднялись цветочки, К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)
солнцу улыбнулись, К солнышку листочки (ладони повернуть вверх)
Повернут цветочки, повернут бутоны, (руки соединить на головой, медленно развести в стороны)
В солнышке утонут.
Упражнение на развитие связной речи: Составь предложение по картинке «Дети ухаживают за комнатными растениями»
Графическое упражнение
- Чтобы у каждого из вас на память о сегодняшней игре остался цветок, я предлагаю вам его обвести по точкам и раскрасить.
- Спасибо за совместные игры, до свидания.
Центр познания.
Ход деятельности.
- Ребята, мы с вами находимся в настоящей научной лаборатории. Предмет нашего исследования – комнатные растения. А какие растения вы знаете? А почему их называют комнатные? Ребята, можно сказать, что жизнь комнатных растений полностью зависит от человека. Почему? Кто знает? (Если их поставить в темноту, то они будут плохо расти. А если не поливать, то они засохнут.) Верно, комнатные растения нуждаются в заботе человека. Я предлагаю вам вместе узнать, как правильно размножать и ухаживать за растениями.
Посмотрите, это фиалка. Хотите, чтобы такое же красивое растение росло в нашей группе? Что для этого нужно сделать? (Купить, попросить подарить). Верно, а можно посадить черенок. Давайте посмотрим слайды.
А хотите узнать, для чего растениям корень и что он впитывает вместе с водой? (Да.)
- Для чего нужны корешки? (Они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).
- А что еще могут брать корешки из земли? (Предположения детей обсуждаются).
- Давайте проведем эксперимент. Возьмем пищевой краситель – «питание», добавим в воду и пронаблюдаем, что произойдет. (Корешок должен окраситься в другой цвет). Что это означает?
( Вывод: Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.)
Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
- Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Физкминутка
Раз-два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!
- А сейчас для нашей группы мы посадим черенок фиалки. Какой лист можно срезать? (Из середины). Возьмем два черенка: один поставим в воду для образования корней, а другой посадим в грунт. На дно горшочка кладем дренаж (чтобы корни не мокли, чтобы уходила лишняя вода, насыпаем землю, делаем углубление, сажаем черенок, аккуратно присыпаем землей и накроем прозрачной баночкой («теплицей»). Как будем поливать? (В поддон).
- Молодцы. Теперь осталось сделать себе памятку-подсказку по уходу за фиалкой. Фиалка любит рассеянный солнечный свет, умеренную влажность, нечастый полив, опрыскивать и ставить под прямые лучи нельзя – на листьях образуются ожоги.
- Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами заниматься.
Центр здоровья
- Здравствуйте ребята. В нашем центре вы можете узнать о пользе растений для человека. Какие полезные свойства вы знаете? (Ответы детей).
- Ребята, смотрите, у нас случилась беда: кукла Катя упала и поцарапала себе ногу. Как ей можно помочь? (Ответы детей). А можно ли вылечить рану с помощью комнатных растений? Каких? (Предположения детей).
-Давайте обратимся к научной литературе. (Да.)
Суперсила: очищает воздух, повышает уровень влажности. Хлорофитум убивает бактерии и вирусы. Очищает воздух от вредных примесей: ацетона, формальдегида, свинца, паров ртути. Если расставить хлорофитумы по квартире, дышать станет ощутимо легче.
Суперсила: помогает заживлять раны и ожоги. Алоэ вера сажают, чтобы под рукой всегда было средство для заживления ран и ожогов. Для лечения используют сок, который наносят на поврежденный участок кожи. Считается, что при приеме внутрь он еще и помогает от колитов, гастрита, головных болей и неврозов. Прежде чем пить сок алоэ вера и наносить его на кожу, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Есть противопоказания и риск возникновения аллергии.
Суперсила: очищает воздух от вредных примесей. Сансевиерия известна под названием «тёщин язык», «щучий хвост». Растение неприхотливое, а пользу приносит огромную: поглощает из воздуха формальдегид и другие вредные вещества, которые выделяют оконные рамы, мебель, отделочные материалы. Взамен выдает кислород.
Суперсила: очищает воздух от вредных примесей. Фикус забирает из воздуха фенол и бензол, которые попадают в квартиру с улицы или выделяются из мебели и отделочных материалов.
Суперсила: очищает воздух, убивает бактерии и вирусы. Бегония — красивое и неприхотливое цветущее растение. Её ставят на подоконниках в комнатах и на балконе: она выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы. Еще она способна поглощать вредные вещества из воздуха. Если в доме курят, бегония пригодится. Бегонии приписывают лечебные свойства: ее используют, чтобы нормализовать сон, понизить давление, вылечить заболевания дыхательной системы.
Суперсила: убивает бактерии и вирусы, отгоняет насекомых, успокаивает, обезболивает. Герань выделяет в воздух фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии и вирусы. Еще она отгоняет мух и комаров. В народной медицине ее применяют как успокоительное и обезболивающее средство.
- Итак, ребята, какое растение поможет вылечить куклу? Что для этого нужно сделать? (Обработать рану и приложить листик Алоэ вера). Правильно. Давайте окажем кукле помощь.
- Молодцы, спасибо, теперь у куклы быстро все заживет и она сможет с нами играть. А вы любите играть? Я предлагаю вам разучить подвижную игру про цветы.
Физкминутка
Подвижная игра «На лужайке по утру»
На лужайке по утру мы затеяли игру
Я – подснежник, ты вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки)
Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, (Смыкают круг)
Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)
Мы — весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)
- Молодцы. А теперь поиграем с мячом. Кому в руки попадает мяч, тот называет комнатное растение.
Спасибо, ребята, мне было с вами интересно.
-Ты выполнил все, что задумал?
- Кто тебе помог, что тебе помогло?
-Ты доволен своей работой?
-Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
-Чему ты сегодня научился?
-Что новое тебе удалось узнать?
-Как ты использовал энциклопедию?
-Ты планируешь продолжить свою работу?
-Если вам интересно, вы можете продолжить свою работу завтра.
- Ребята, если вам понравилось сегодня наше занятие, пожалуйста, прикрепите лепесток к улыбающемуся смайлику, если не понравилось – к грустному.
Что у нас получилось? (Солнышко, цветочек-ромашка). Пусть они всегда нас радуют, приносят хорошее настроение. Спасибо, все молодцы.