Татьяна Новоторцева
Технология реализации межпредметных связей в формате внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы, приведенные в статье:
1. Что такое межпредметные связи.
2. Чему содействует осуществление межпредметных связей.
3. Осуществление межпредметных связей во внеурочной деятельности.
4. Формирование воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.
Публикация «Технология реализации межпредметных связей в формате внеурочной деятельности» размещена в разделах
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке, в жизни общества и государства. Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности,
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует : - формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество; - повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии; - осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве. Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней. Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса. Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, труд, мир, знания, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. дружественной среде. Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, ребенок действительно становится гражданином, Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности. Во-первых, это интегрирование внеурочных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей различных специальностей. Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по интересующему предмету, после её изучения можно провести внеурочное мероприятие с использованием межпредметных связей, для чего пригласить разных учителей-предметников. На этом мероприятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата первого и второго уровней, в зависимости от темы мероприятия. Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это мероприятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих мероприятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня. В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных мероприятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня. Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности : - межпредметные связи на основе тематического сходства; - межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства; - межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий; - межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия; - межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий. Младший школьный возраст — это время интенсивного интеллектуального развития детей, процесс активного познания, свежесть восприятия и образность мышления, непосредственность эмоциональных реакций, пытливость и способность искренне удивляться. Это те качества, которые определяют творческую устремлённость и талантливость детей. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или ныне существующее сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. В ребенке необходимо поддерживать и всячески поощрять любое стремление к творчеству, несмотря на наивность и несовершенность этих попыток. Возможно, этот ребёнок и не станет профессиональным художником или музыкантом, а станет отличным инженером, врачом, учителем или рабочим, но стремление к творчеству, некоторые творческие умения и навыки, полученные во внеурочной деятельности, желание создавать, творить, преображать окружающую действительность, несомненно, будут способствовать его дальнейшему профессиональному, личностному развитию и совершенствованию.
Информационные ресурсы :
1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с.
2. Муромцева О. В. Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007.