Татьяна Егорова
Технология развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из общепризнанных технологий образовательного процесса является технология развивающего обучения.
Психолого-педагогические наблюдения и исследования показывают, что любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей психических процессов, личности.
Если психическое развитие может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. В общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом. И любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим". Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.
Публикация «Технология развивающего обучения» размещена в разделах
И. Г. Песталоцци, основоположник развивающего обучения, считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка :
- возбуждение ума детей к активной деятельности;
- развитие познавательных способностей;
- выработка у детей умения логически мыслить;
- умение кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.
К Ушинский так же четко сформулировал сущность развивающего обучения. Он писал, что оно состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, мышлений, памяти, воображении, фантазии и рассудка.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, но и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.
В связи с разработкой теории развивающего обучения были выдвинуты предположения о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. И Калмыкова, Е. Н. Кабанова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес.
И. С. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности.
Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г. К. Селевко – на потребности самосовершенствования.
В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем.
Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Развивать детей можно только в процессе деятельности.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:
целеполагание;
планирование и организацию;
реализацию целей;
анализ результатов деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Деятельность – это процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают. Основным показателем деятельности является преобразование.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Системно-деятельностный подход нацелен на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект.
Внедрение развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности воспитанников.
Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям.
На занятиях осуществляются следующие виды оценки.
По времени оценивания:
- прогностическая (перед выполнением задания).
- ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат).
Оценка по субъекту оценивания:
- самооценка (дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием).
- взаимооценка (дети оценивают друг друга).
- оценивает педагог («у вас получилось», «я с вами согласна», «не согласна», проводиться обобщение детских высказываний).
Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.
Таким образом, если ранее на занятия традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям, дети ведут поиск решения проблемы. Дети распределяют этапы работы в группах и парах, самостоятельно выполняют практическую работу, подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.