Балданова Елизавета
Технология портфолио дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Средства оценки достижения дошкольниками
планируемых результатов
Технология портфолио
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, «первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни» [1, с. 8-9].
Публикация «Технология портфолио дошкольника» размещена в разделах
Отличительной особенностью «Портфолио дошкольника» является то, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется помощь взрослых, которую могут оказывать педагоги или родители.
В оформлении Портфолио дошкольника должна прослеживаться индивидуальность ребёнка. Нужно предоставлять обучающемуся право самостоятельного выбора дизайна и возможность его изменять, самостоятельно оформлять. Чтобы заполнение Портфолио стало интересным для дошкольника, ребёнок должен чувствовать, что это именное его «книга», А задача педагога состоит в наблюдении и анализе за изменениями предпочтений ребенка или его интересов.
Ведение Портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, а так же выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Ведение портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.
Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским Портфолио :
– нарушение принципа добровольности: работа над Портфолио должна вестись вместе с ребёнком и материалы отбираются с учётом его мнения, ребёнок – активный участник формирования своего Портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
– перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
– превращение Портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;
– хранение Портфолио в недоступном для детей месте.
Немаловажную роль в ведении Портфолио играют родители.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора Портфолио. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка
Для некоторых детей презентация портфолио это не публичная презентация, а рассматривание «своей книги» в узком кругу, в дружеской обстановке. Презентацию проводят в день рождения ребенка, на выпускном празднике, в будние дни, которые ничем не примечательны, но становятся событийными из-за выступления конкретного ребенка. Какая бы форма ни была выбрана, дети рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.
Портфолио дошкольника должно выполнять ряд практических функций:
фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период
поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего)
поощряет достигнутые ребенком результаты
раскрывает спектр выполняемых работ
формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности
обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития
Список литературы
1. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] / Н. А. Кочкина – М. : Мозаика-Синтез, 2017 – 134 с.
2. Михайлова, И. В. Использование технологии «Портфолио» в практике работы ДОО [Текст] // Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» / И. В. Михайлова – ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ», 2018
3 Храпова Н. В. Технология портфолио. Электронный ресурс: https://doshkolnik.ru/pedagogika/24860-6127pdf.html, 2020