Марина Казачкова
Технология педагогического опыта на районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства — 2020»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология педагогического опыта на районном конкурсе
«Фестиваль педагогического мастерства — 2020»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Публикация «Технология педагогического опыта на районном конкурсе „Фестиваль педагогического мастерства — 2020“» размещена в разделах
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.
Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющейся приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в настоящее время не являются подходящими для развития речи воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.
На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-исследовательский, поисковый характер.
Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них —
мнемотехника.
Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
• Для обогащения словарного запаса детей
• При обучении составления рассказов
• При пересказах художественной литературы
• При отгадывании и загадывании загадок
• При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т. А. Ткаченко (предметно-схематические модели, Т. В. Воробьёвой (сенсорно-графические схемы, Т. В. Большевой (коллаж, В. П. Глухова (блоки-квадраты, Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа)
На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:
• Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
• Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
• Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
• Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
• Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:
• Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
• Активизация речевой деятельности детей;
• Обогащение словарного запаса
• Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания.
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3. После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы и образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое. Для детей старшего возраста схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы над стихотворением:
• Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
• Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.
Таким образом, данный проект:
• выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;
• способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;
• формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Прогнозирование результата:
Владение теорией и практикой использования мнемотехники в развитии связной речи на развитие детей. Высокий уровень педагогических возможностей по данной теме. Достигнутая цель в развитии организаторских способностей в работе с детьми.
Проанализировав данные результата мониторинга, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми группы, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта : в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания поверхностные, не глубокие, высокий уровень отсутствовал.
Диаграмма:
Начало учебного года: Н-56%, С-44%, В -0%;
Середина учебного года: Н-16%, С-78%, В- 6%
Сравнительный промежуточный анализ данных мониторинга показал положительную динамику речевого развития. Воспитанник стали более Эмоционально откликаться на события в процессе слушания произведений художественной литературы, фольклора; эмоции выражают преимущественно невербально.
После проведения диагностики наметились пути реализации цели и задач.
Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.
2. Ознакомиться с инновационными методиками.
3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
На основании поставленных целей и задач составила план работы.