Елена Китаева
Технология обучения здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни — одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Задача укрепления и сохранения здоровья регламентируется и обеспечивается различными нормативными документами: ФГОС ДО (п. 1.6.) и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (п. 14.2) к числу основных задач, требующих решения, относит задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, а в соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО и п. 22 ФОП ДО образовательная программа дошкольной организации должна предусматривать образовательную деятельность, направленную на приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Таким образом, все указанные нормативные документы, находят свое отражение в работе дошкольного образовательного учреждения. В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) задачи по формированию здорового образа жизни направлены на укрепление здоровья ребенка средствами физического воспитания, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, приобщение к здоровому образу жизни. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3–5 лет) образовательная деятельность с детьми по формированию ЗОЖ расширяется, включает в себя задачи по созданию условий для формирования правильной осанки, усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности, повышению иммунитета средствами физического воспитания. На данном возрастном этапе осуществляется работа по формированию представлений у детей о факторах, влияющих на здоровье, по воспитанию полезных привычек. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) продолжается работа по расширению представлений детей о здоровье и его ценности, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха. Расширяются представления о физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, создаются условия для развития у детей стремления к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, стремления оказывать помощь и поддержку другим людям. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, совместную деятельность, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Публикация «Технология обучения здоровому образу жизни» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся
и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Так же с детьми проводятся разные виды закаливания:
-ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.
обширное умывание.
-ходьба по массажным коврикам.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями.
Педагоги обязаны создать условиям процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Литература:
1). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М. : ТЦ Сфера, 2024
2). Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
3). Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-C.61-65.
4). Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.