Папки-передвижки

Технология наглядного моделирования

Светлана Ипполитова
Технология наглядного моделирования

Моделирование образовательного процесса

(слайд 1 - заголовок) Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

(слайд 2 – понятие) Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. (глобус- модель земли)

Публикация «Технология наглядного моделирования» размещена в разделах

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Н. И. Ветрова, Л. Е. Журова, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Л. А. Парамонова, Т. Д. Рихтерман и др. разработали модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т. д.

(Слайд 3)Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

(Слайд 4) Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы я начинаю в средней группе. В полном объёме эта работа разворачивается в подготовительной группе.

Разработанная и включенная в образовательный процесс система приёмов наглядного моделирования в течении 3-х лет показала положительную динамику роста результатов выше среднего развития:

- способность детей составлять повествовательный рассказа по сюжетной картинке вырос на 23%

- уровень последовательности и точности составлять описательный рассказ повысился с 15% до 32%

- процент качества при умении конструировать по заданной схеме, ориентироваться на листе бумаги вырос на 28%

- значительно увеличился показатель развития мелкой моторики (качественный уровень с 34% до 67%)

Модели условно делятся на три группы

(Слайд 5 – вставить наше фото - дорога)1. Предметные модели имеют вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов

Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, дороги, лес, огород и т. д.)

(Слайд 6) 2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

(Слайд 7 –) 3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1. Моделирование в математическом развитии детей.

(слайд 8 – наше фото Дьеныши) а) Логические блоки Дьенеша – где по заданным свойствам блоков (цвету и форме) дети моделируют различные фигуры на основе схем по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам, отсекая ненужное.

(слайд 9 – наше фото Кюизенейра) б) Моделирование из палочек Кюизинера по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, учатся создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

(слайд 10-11) в) «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д.

. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

«Чудо-крестики» Воскобовича помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части., учить использовать схемы для решения поставленных задач.

Развивающая игра «Конструктор букв» является прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв. Также детям предлагаются 15 деталей различной формы.

Ребенок в ходе игры складывает графические образы различных букв и цифр, превращая их из одной в другую.

(слайд 12 – наше фото цепочка символов) г) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.

(слайд 13-14-15 – наше фото различных развивающих играх-) Также я использую в своей работе различные развивающие игры, основой которых является плоскостное и объемное моделирование из геометрических фигур: чудо- квадрат, игры Никитина, магнитная мозаика и другие

2. Моделирование в разделе «Развитие речи» происходит с помощью Мнемотехники - системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа.

(Слайд 16) а) Использование при отгадывании загадок мнемодорожек, например :

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта, задавая наводящие вопросы.

Следующим этапом является составление собственных загадок.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Существует несколько моделей составления загадок.

Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. «На что похоже? Чем отличается?»

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, как мяч, светящее, но не лампочка

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

(Слайд 17 (Слайд - 18 наше фото) б) При разучивании стихотворений. скороговорок, составление описательного рассказа особенно эффективны Мнемотаблицы

1 этап – рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.

3 этап – после перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение

(слайд 19 – наше фото схемы-модели предложения) в) Зная, какие трудности испытывает ребенок при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я использую схем-модели по работе над предложением.

Наличие карточек - символов условных обозначений слов позволили обеспечить: - Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.

- Высокую речевую активность и умственную нагрузку.

- Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.

(Слайд 20-21 наши фото лепки, схем рисования) 3. Моделирование в изобразительной деятельности.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

4. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:

(Слайд 22)1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

(Слайд 23 – наше фото) Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные подходы в обучении связной речи детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Составление синквейна с помощью метода наглядного моделирования Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей Задачи: 1. Закрепить понятия: предмет, признак.

Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту. Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

«Путешествие в лесную сказку». Конспект занятия по развитию речи с помощью метода наглядного моделирования Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием метода наглядного моделирования МКДОУ детского.

Конспект занятия по ПДД с использованием элементов наглядного моделирования «Приключение дорожных знаков» Цель: совершенствование представлений о дорожных знаках и навыках звукобуквенного анализа и синтеза путем применения наглядных моделей.

Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР» Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с элементами наглядного моделирования» Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с элементами наглядного моделирования» Актуальность темы и ее обоснование. Овладение родным.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи Консультация для педагогов МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска Тема: «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология наглядного моделирования
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 19:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология наглядного моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ипполитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД