Анна Фесенко
Технология индивидуализации обучения Унт Инге Эриховна
▼ Скачать + Заказать документы
Технология индивидуализации обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Публикация «Технология индивидуализации обучения Унт Инге Эриховна» размещена в разделах
Анализ соответствующей литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.
Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация». Предпочтение того или иного слова в педагогике — это по большей части вопрос традиции или договоренности.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «. организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств.
Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.
Процесс индивидуализации Унт рассматривает очень разносторонне. Она выделила следующие цели индивидуализации в обучении (образовательные, воспитательные, развивающие) :
- совершенствование знаний, умений, навыков учащихся;
- формирование и развитие психических процессов, креативности, учебных умений;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- сохранение и развитие индивидуальности ребенка;
Унт считает, что на практике, речь всегда идет не об абсолютной, полной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности, наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.
Особенность методики Инги Эриховны заключается в использовании индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.
Унт классифицирует существующие варианты индивидуализации, деля их на три основные группы:
- дифференциация обучения (группировка учащихся на основе их отдельных особенностей; таким образом создаются гомогенные группы);
- внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;
- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.
Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ребенку работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.
2. Основные положения теории индивидуализации
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) педагог взаимодействует лишь с одним ребенком;
2) один воспитанник взаимодействует лишь со средствами обучения.
Индивидуальный подход - это :
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными воспитанниками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения - это :
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Основные цели индивидуализированного обучения :
• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);
• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости;
• формирование умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка;
• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Общие принципы индивидуализации обучения :
• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;
• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;
• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;
• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;
• учение в индивидуальном темпе, стиле;
• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей воспитанников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы : обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Общие особенности технологий индивидуализации
• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся.
• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
• Формирование общеучебных умений и навыков.
• Формирование адекватной самооценки учащихся.
• Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.
3. Воплощение положений теории индивидуализации в современном образовании
Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) американский педагог Елена Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине – занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план».
В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются :
– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
– адаптивная система обучения А. С. Границкой;
– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В. Д. Шадрикова.
Особенность методики А. С. Границкой заключается в : оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов, работы в парах сменного состава (Дьяченко, многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
Особенность методики Н. Д. Шадрикова заключается в : учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию способностей.