МААМ-картинки

Технология и формы работы с неполными семьями

Светлана Пронина
Технология и формы работы с неполными семьями
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Семья как социальный институт, представляет собой элемент порядка общественного устройства, призванного регулировать поведение её членов. Один из крупнейших английских социологов Энтони Гидденс дает следующее определение семьи. Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.

Публикация «Технология и формы работы с неполными семьями» размещена в разделах

Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности. Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур. Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост неполных семей.

Неполные семьи - это категории семей, где одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей. Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям.

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй. Объект исследования - неполная семья. Предмет исследования - основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей. Задачи работы: изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи. Рассмотреть проблемы неполных семей. Проанализировать понятие технологий социальной работы. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Структура семьи

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [1]

Семья имеет свою структуру. Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец, супружеские (муж, жена, детские (дочь, сын, брат, сестра, внутрипоколенные и межпоколенные (старший, младший, бабушка, дедушка) и т. д.

Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом.

Существуют различные варианты структуры семьи:

• «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

• «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

• «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

• «неполная семья» возникает в результате развода или смерти одного [1] из супругов либо потому, что брак никогда и не был заключен.

Функции семьи

Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов.

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)

- хозяйственно-бытовая (ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища);

- эмоциональная (получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви);

- сфера первичного социального контроля (формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи);

- сфера духовного общения (духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза);

- досуговая (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов).

Особенности взаимодействия с неполными семьями

Большого внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребенок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

- демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

- обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,

- замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;

- быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребенка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педагоги дошкольного учреждения, школы - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад, школу и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка негативного влияния, то у руководителя образовательного учреждения нет основания лишать их возможности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию - это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребенок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками. [1]

Формы работы с неполными семьями

Важным моментом в учебно-воспитательной работе с детьми из неполных семей является организация и проведение родительских собраний и классных часов. Большую пользу принесут встречи родителей, дети которых дружат или входят в одни детские объединения (таким родителям всегда найдется, о чем поговорить: об интересах и увлечениях, о влияниях и авторитетах, о режиме учения и отдыха).

"День открытых дверей" для родителей - еще одна эффективная форма работы семьи и школы. Этот день может быть как общешкольным, так и классным. Смысл его - дать в сконцентрированном виде представление о работе школы или класса. В этот день родители могут посетить любой урок, ознакомиться с тем, как преподаются предметы, как отвечают и работают сверстники их ребенка, понаблюдать за ним самим в условиях учебного труда. Последнее особенно интересно, ибо этого родители никогда не видят. Очень полезно сравнить работу на уроке своего сына или дочери с общей работой класса.

Залогом успешной совместной работы семьи и школы является хорошая взаимная информированность. Родители нуждаются в следующей информации: 1) Характеристика учебного труда ученика. Успехи и неудачи. Полученные отметки. 2) Сведения об общественной активности школьника. Его участие в жизни коллектива. Выполнение общественных поручений и обязанностей. 3) Характеристика отношений ребенка с товарищами, с учителями; его школьного круга общения. 4) Анализ некоторых поступков ученика, педагогический комментарий к ним. 5) Советы и рекомендации семье по воспитанию ребенка.

Самой эффективной формой совместной работы школы и семьи по воспитанию детей, особенно детей из неполных семей, является активное участие родителей в жизни и труде того детского коллектива, где учатся их дети - создание единого разновозрастного классного коллектива, объединенного единством целей и деятельности: организация походов и экскурсий, подготовка детских праздников и соревнований, профориентация и наставничество. Чем многообразнее деятельность родителей, тем интереснее жизнь детей.

В ходе составления социального паспорта школы установлено, что в школах, каждая четвертая семья неполная. В 95% - отсутствие проживающего совместно с детьми отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским вниманием. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин.

Очень продуктивным является включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей десятых-одиннадцатых классов. Существенный недостаток современной семьи, в особенности неполной семьи - малое количество детей, что ещё больше усугубляет детское одиночество. Ребенок не может полноценно развиваться, если он не проявляет заботы о младших и не испытывает влияния со стороны старших братьев и сестер. Этот недостаток школа тоже может смягчить, сгладить, предоставив ребенку участие в разновозрастном отряде (РВО).

Наиболее эффективные формы и методов работы с неполными семьями:

• Создание банка данных о семьях воспитанников

• Неформальные беседы о детях (обсуждение достигнутых успехов ребенка);

• Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе школьного учреждения;

• Проведение дней открытых дверей ;

• Проведение и участие в внутришкольных, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т. д.

• Организация досок Почёта;

• Привлечение родителей к организации и проведению внутришкольных мероприятий;

• Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);

• Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т. д.)

• Консультативная помощь специалистов школы;

• Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;

• Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;

• Проведение анкетирование, опросов родителей;

• Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т. д.

• Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,

• Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы);

• Наглядно-педагогическая пропаганда.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология и формы работы с неполными семьями
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 23:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология и формы работы с неполными семьями» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пронина (УИ 265233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД