Светлана Пронина
Технология и формы работы с неполными семьями
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Семья как социальный институт, представляет собой элемент порядка общественного устройства, призванного регулировать поведение её членов. Один из крупнейших английских социологов Энтони Гидденс дает следующее определение семьи. Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.
Публикация «Технология и формы работы с неполными семьями» размещена в разделах
Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности. Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур. Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост неполных семей.
Неполные семьи - это категории семей, где одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей. Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям.
Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй. Объект исследования - неполная семья. Предмет исследования - основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей. Задачи работы: изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи. Рассмотреть проблемы неполных семей. Проанализировать понятие технологий социальной работы. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
Структура семьи
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [1]
Семья имеет свою структуру. Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец, супружеские (муж, жена, детские (дочь, сын, брат, сестра, внутрипоколенные и межпоколенные (старший, младший, бабушка, дедушка) и т. д.
Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом.
Существуют различные варианты структуры семьи:
• «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
• «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
• «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
• «неполная семья» возникает в результате развода или смерти одного [1] из супругов либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Функции семьи
Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов.
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)
- хозяйственно-бытовая (ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища);
- эмоциональная (получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви);
- сфера первичного социального контроля (формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи);
- сфера духовного общения (духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза);
- досуговая (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов).
Особенности взаимодействия с неполными семьями
Большого внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.
Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.
Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребенок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.
По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:
- демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;
- обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,
- замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;
- быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.
Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребенка, мать подрывает и свой авторитет.
Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педагоги дошкольного учреждения, школы - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад, школу и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка негативного влияния, то у руководителя образовательного учреждения нет основания лишать их возможности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию - это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребенок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками. [1]
Формы работы с неполными семьями
Важным моментом в учебно-воспитательной работе с детьми из неполных семей является организация и проведение родительских собраний и классных часов. Большую пользу принесут встречи родителей, дети которых дружат или входят в одни детские объединения (таким родителям всегда найдется, о чем поговорить: об интересах и увлечениях, о влияниях и авторитетах, о режиме учения и отдыха).
"День открытых дверей" для родителей - еще одна эффективная форма работы семьи и школы. Этот день может быть как общешкольным, так и классным. Смысл его - дать в сконцентрированном виде представление о работе школы или класса. В этот день родители могут посетить любой урок, ознакомиться с тем, как преподаются предметы, как отвечают и работают сверстники их ребенка, понаблюдать за ним самим в условиях учебного труда. Последнее особенно интересно, ибо этого родители никогда не видят. Очень полезно сравнить работу на уроке своего сына или дочери с общей работой класса.
Залогом успешной совместной работы семьи и школы является хорошая взаимная информированность. Родители нуждаются в следующей информации: 1) Характеристика учебного труда ученика. Успехи и неудачи. Полученные отметки. 2) Сведения об общественной активности школьника. Его участие в жизни коллектива. Выполнение общественных поручений и обязанностей. 3) Характеристика отношений ребенка с товарищами, с учителями; его школьного круга общения. 4) Анализ некоторых поступков ученика, педагогический комментарий к ним. 5) Советы и рекомендации семье по воспитанию ребенка.
Самой эффективной формой совместной работы школы и семьи по воспитанию детей, особенно детей из неполных семей, является активное участие родителей в жизни и труде того детского коллектива, где учатся их дети - создание единого разновозрастного классного коллектива, объединенного единством целей и деятельности: организация походов и экскурсий, подготовка детских праздников и соревнований, профориентация и наставничество. Чем многообразнее деятельность родителей, тем интереснее жизнь детей.
В ходе составления социального паспорта школы установлено, что в школах, каждая четвертая семья неполная. В 95% - отсутствие проживающего совместно с детьми отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским вниманием. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин.
Очень продуктивным является включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей десятых-одиннадцатых классов. Существенный недостаток современной семьи, в особенности неполной семьи - малое количество детей, что ещё больше усугубляет детское одиночество. Ребенок не может полноценно развиваться, если он не проявляет заботы о младших и не испытывает влияния со стороны старших братьев и сестер. Этот недостаток школа тоже может смягчить, сгладить, предоставив ребенку участие в разновозрастном отряде (РВО).
Наиболее эффективные формы и методов работы с неполными семьями:
• Создание банка данных о семьях воспитанников
• Неформальные беседы о детях (обсуждение достигнутых успехов ребенка);
• Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе школьного учреждения;
• Проведение дней открытых дверей ;
• Проведение и участие в внутришкольных, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т. д.
• Организация досок Почёта;
• Привлечение родителей к организации и проведению внутришкольных мероприятий;
• Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
• Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т. д.)
• Консультативная помощь специалистов школы;
• Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
• Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
• Проведение анкетирование, опросов родителей;
• Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т. д.
• Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,
• Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы);
• Наглядно-педагогическая пропаганда.