Нестеркова Наталья Юрьевна
Технология формирования лексической стороны речи у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:
- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.
- Многократное повторение нового слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.
Публикация «Технология формирования лексической стороны речи у неговорящих детей» размещена в разделах
- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счёт усвоения знаменательных частей речи : существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы. Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки, фотографии, муляжи. Для развития лексической стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игры «Чудесный мешочек» или «Рыболов» вызовут у ребёнка интерес и мотивацию к произнесению слова. Для игры понадобятся вырезанные из картона рыбки, на обратной их стороне закреплены скрепками картинки и конечно же «игрушечная» удочка. Ребёнку предлагается поймать рыбку и назвать, что ему попалось. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.
Работая над обогащением словарного запаса ребенка, важно ввести в его активный словарь все части речи, но самое основное внимание при этом должно быть уделено глаголам. Как уже было отмечено, для этой категории детей характерна крайняя бедность глагольного словаря, чем во многом объясняется и трудность овладения ими фразовой речью (в русском языке почти ни одна фраза не обходится без глагола). Знакомя ребенка с новым словом, сначала попросите его показать соответствующий предмет или действие, что позволит убедиться в понимании им значения этого слова. Далее предложите ему повторить название предмета (действия, признака) и, наконец, назвать его самостоятельно. На разных этапах коррекционного воздействия можно использовать такие, например, приемы работы по обогащению словарного запаса:
• называние ребенком предметов, действий, признаков (изображенных на картинках или предъявленных в натуральном виде);
• подбор к названному действию соответствующих предметов, например: Кто летает? — Птица, стрекоза, жук, бабочка. (ребенок отвечает на вопрос);
• подбор действий к названным предметам: Что делает собака? — Лает, бегает, играет, охраняет. ;
• подбор признаков к названным предметам: Яблоко какое? — Большое, румяное, сочное, сладкое. ;
• называние частей целого предмета: Что это у куклы? — Голова, глазки, носик, ротик, волосы. ;
• подбор однокоренных слов: СТОЛ — СТОЛИК — СТОЛОВАЯ. ;
• подбор синонимов (слов, близких по значению) : ХОРОШИЙ — ДОБРЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, КРАСИВЫЙ. ;
• подбор антонимов (слов с противоположным значением) : ХОРОШИЙ — ПЛОХОЙ, ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ;
• образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов: ДОМ — ДОМИК, РУКА — РУЧКА;
• образование глаголов при помощи приставок: ШЕЛ — УШЕЛ — ПРИШЕЛ — ВЫШЕЛ — ПЕРЕШЕЛ.