МААМ-картинки

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Наталья Рышкова
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

«Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – самый благородный; Путь подражания – самый лёгкий; Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»

Конфуций

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения. Поиск и исследование – детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни (например, наблюдение, формулирование вопросов и т. д.). Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства». Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

Публикация «Технология „Детский совет“ как важнейшая форма поддержки детской инициативы» размещена в разделах

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И. Е. Федосовой, В. К. Загвоздкиной. ООП ДОО «Вдохновение» признаёт и утверждает за каждым ребёнком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт. Иногда достаточно наглядный. Чаще, невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве.

Хочу поделиться своим инновационным методом, используемым в работе с дошкольниками. Этот метод называется «Детский совет». Началось все с того, что наш детский сад начал реализовать программу «Вдохновение» под редакцией В. К. Загвоздкина. Целью Программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования. Программа нацеливает ДОО на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка, раскрытия его способностей и талантов и описывает ее целевое состояние, обеспечивающее выполнение поставленных перед ней образовательных задач.

В первую очередь при реализации программы к началу учебного года я изменила и подготовила развивающую среду. Разделила группу на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования:

• Центр художественно-эстетического развития

• Центр книги

• Центр конструирования

• Центр сенсорики и ФЭМП

• Центр экспериментирования

• Центр общения и игры

• Центр театра и музыки

• Центр природы

• Центр движения

• Центр песка и воды

Размещение оборудования организовала таким образом, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды.

Программа «Вдохновение» предполагает использование проектной деятельности в образовательном процессе. В связи с реализацией проектной деятельности в группе организовала уголки для ведения проектов. Проект в образовательной организации - это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. Проектная деятельность определяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах. Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса, так что их участию придается большое значение.

Главной целью в своей работе, я считаю организацию детей. Собрать всех в единое целое, заинтересовать, дать заряд на весь день. Меня заинтересовал метод «детского совета», который предполагает программа «Вдохновение». И я решила его использовать в своей работе.

Что собой представляет «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Я тщательно изучила задачи «детского совета» :

• Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон».

• Cоздать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

• Разработать план действий.

• Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

• Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

И вот сейчас я опишу, как у меня получилось использовать «детский совет» в своей работе.

«Детский совет» я провожу два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. Структура моего «детского совета» :

1. Ритуал.

Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.

2. Беседа на свободную тему.

Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. И я стараюсь дать всем ребятам высказать свои эмоции и чувства. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.

3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом.

Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка «я на море видел медузу, а сколько их – морских жителей?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня попала под проливной дождь». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».

5. Совместное составление плана работы над проектом.

Планирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»

Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.

Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Опубликовано: 21 июля 2020 в 20:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рышкова (УИ 1794969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД