Айгузель Ахметьянова
«Северный полюс». Технологическая карта занятия по речевому развитию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
ФИО: Ахметьянова Айгузель Гаязовна.
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.
Тема занятия: «Северный полюс».
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель занятия: Приобретение опыта формулирования и разностороннее представления детей об окружающей действительности детьми подготовительной группы о Ледяном мире по изучению перемещения по Северному полюсу в познавательно-исследовательской деятельности посредством виртуальной экскурсии в мобильном куполе и создания движущейся модели «Ледокол» из конструктора LEGO Education WeDo.
Задачи занятия:
Образовательная: Обсудить с детьми информацию о Северном полюсе, Северных животных, установить у детей элементарные представления о об природных условиях;
Развивающая: Проанализировать и обобщить информацию о Северном полюсе для заполнения дневника наблюдений и создания модели ледокола.
Воспитательная: Обсудить положительное отношение к экскурсии в мобильном куполе, эмоциональное состояние в процессе конструирование и рассказывать о своей работе, презентуя ее взрослым и сверстникам, выражать личное отношение к содержанию занятия.
Словарная работа: ледокол, самоходное, судно, перемычек, прокладка, спасательные работы.
Планируемый результат занятия: Расширение представлений по теме «Ледяные миры», совершенствование умений конструировать и экспериментировать с моделью, приобретение опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Подготовительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, беседа-ознакомления с транспортами Северного полюса.
Материалы и оборудование: конструктор LEGO Education WeDo, ноутбук, интерактивная доска S, оборудование мобильного купола.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Замотивировать детей, организация на дальнейшую деятельность Дорогие ребята, я рада вас приветствовать!
Я люблю наш детский садик,
Он для нас всегда, как праздник,
Утром мы туда спешим,
Поздороваться хотим.
Здравствуйте, мои ребята,
Видеть вас всегда я рада!
(на экране появляется изображение глобуса)
- Что это?
- Да это глобус. Глобус – маленький макет земного шара. А вы хотите посмотреть, как выглядит земля из космоса?
- Это наша планета Земля, на которой мы все живем. Какая же она у нас красавица! Синие пятна на ней – это моря, зеленые – леса и луга, а коричневые – это горы. А знаете, что это за белые пятна вверху и внизу? Это – Арктика и Антарктика, а их крайние точки Северный полюс и Южный полюс!
К нам в детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята из далёкого города Иркутск. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы никогда не видели снега, а у вас он бывает каждую зиму. Расскажите нам, пожалуйста, что такое зима и что такое Северный полюс и Южный полюс и где холоднее».
- Ребята, что вы знаете о Северном полюсе и Южном полюсе? А вы знаете, что Северный полюс называют ледяной пустыней, что Южный полюс холоднее, чем Северный?
-А какие транспорты есть на Северном полюсе?
- Как мы это можем узнать?
Сегодня я предлагаю отправиться в экспедицию на Северный полюс.
Мы долго готовились: изучили глобус,поговорили о транспортах которые есть на Северном полюсе. Замечательно, ребята, я думаю, вы готовы к путешествию. Нам нужно решить, на чем мы будем путешествовать с вами на каком виде транспорта?
- Правильно, на вертолете мы долетим до пункта назначения. Потому что до размещение базы долететь может только вертолет.
В этом нам поможет мобильный купол – сегодня это наш вертолет, на котором мы отправимся в путь.
Но перед тем как полететь, нам нужно вспомнить правила поведения в мобильном куполе.
Давайте я напомню их.
Заходим в планетарий, не спеша, по одному друг за другом, смотрим под ноги.
Располагаемся спиной к проектору, стенок купола не касаемся.
Проектор и специфическое зеркало внутри купола не трогаем.
После того как внутри планетария погас свет, все движения под куполом прекращаются. Если вам что-то надо, поднимите руку, а не кричите.
После завершения дождитесь, когда открою выход. И также не спеша по одному, друг за другом, смотря под ноги, выходите.
- Добрый день, уважаемые исследователи! Приветствуем Вас на борту вертолета, выполняющего рейс по направлению на Северный полюс на базу. Желаем Вам приятного полета!
Уважаемые исследователи! Наш вертолет произвёл посадку на базе.
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились,
(Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились.
(Остановиться)
Мы немного отдохнём
(Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
(Присесть на импровизированные льдинки)
- А почему на Северном полюсе так холодно? (температура не поднимается выше нуля, а иногда достигает -80 С).
- Так почему Северный Полюс — это ледяная пустыня? (Нет растений, бушуют ветры и метели, свирепствуют морозы, и все вокруг покрыто снегом). Словесный метод, наглядный метод, беседа.
Видеометод (виртуальная экскурсия, пояснение
Дети приветствуют воспитателя и отвечают на вопросы.
Просматривают видеосюжет.
Дети замотивированы на предстоящую деятельность.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме - Ребята, чтобы продолжить путешествие, какой транспорт нам необходим? (Машина, лыжи, Снегоход, Ледокол).
- А как вы думаете, сможет ли машина преодолеть сугробы, и ледяные торосы? (Нет).
- А лыжи смогут? А почему?
- А снегоход?
-А ледокол? Напомните, что же такое Ледокол.
Да, Ледокол самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций. Прием постановки вопросов проблемного характера
Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, высказывают свои предположения. Дети ответили на вопросы, проявляют интерес.
2.2. Этап ознакомления с материалом Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях о Итак, почему же Ледокол может пройти везде.
Существует два способа преодоления ледяных препятствий: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи либо путём продавливания и раскрашивания льда весом судна. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы. Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а чаще всего для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом. Рассказ Дети слушают чтение воспитателя. Слушают произведение, проявляют интерес.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы А что бы посмотреть, давайте соберем модель «Ледокол».
- Ребята, а чтобы проверить наше предположение, я вам предлагаю собрать модель «Ледокол» и провести с ней эксперимент?
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности, давайте вспомним правила обращения с конструктором Лего: При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень мелкие. Работать с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции согласно инструкции. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и др., чтобы каждый отвечал за свой этап работы.
Перед работой с деталями конструктора, давайте поиграем с пальчиками:
Пальчиковая гимнастика «Назови детенышей»
Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя – медвежонок, загибают пальчики, начиная с большого пальца.
У тюленя – тюлененок,
У пингвина – пингвиненок,
У оленя – олененок.
У моржа сынок – моржонок,
Детям северной лисицы
Дома вовсе не сидится!
Распределение обязанностей между детьми.
Теперь мы можем приступить к конструированию.
Конструирование.
Ну, вот модель ледокола готова, я предлагаю вам создать для нее программу, такую, чтобы ледокол двигался с разной скоростью и мог останавливаться разбивать лед.
Программирование
Эксперимент с программой.
- Очень сложно передвигаться по ледяной поверхности и нам нужно добавить скорость чтоб увереннее разбивать лед. Как вы думаете, если мы добавим мощность мотора то ледокол будет быстрее разбивать лед?
Изменение программы. Проверка программы.
- Наше предположение оказалось верным, ледокол может мощно разбивать лед и ледяные торосы, так как мощность ледорезов становится больше.
Разбивая толстый лёд,
Он один вперед идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом Прием: вопросы, требующие констатации информации
Пояснение, показ
Эксперимент
Ответы детей. Дети отвечают на проблемные вопросы.
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки Ребята, скажите, где мы были?
Что вы узнали нового?
Что вас удивило?
- Ребята, вы сегодня были очень хорошими исследователями. Я думаю, что вы получили много новых знаний и теперь
мы вместе можем составить маршрут нашего путешествия и написать письмо нашем друзьям из Африки о том, где мы были и что видели. Прием:
вопросы, побуждающие к самооценке Ответы детей. Дети высказывают предположения. Дети делают выводы по заданию.