Татьяна Мурадова
«Христианская семья». Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока ОРКСЭ, модуль Основы православной культуры, класс 4
Тема урока Христианская семья
Тип урока Формы, приемы, методы
Открытие новых знаний Формы организации: групповая, парная, фронтальная.
Цель урока Задачи урока
Формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности. Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о форме и характере своей семьи; закрепить ценности, которые передаются в семье;
Метапредметные: учить добывать информацию из текста, иллюстраций, таблиц; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; работать с дополнительной литературой; делать выводы.
Личностные: умение определять свое отношение к семье и уважительное отношение к окружающим; развитие творческой активности и речи учащихся; воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- что такое «семья», «венчание»,венец»
- ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в семье и степени родства;
- формулировать свою точку зрения;
- приводить в качестве аргументации своего мнения примеры из личного жизненного опыта и литературных произведений;
УУД Педагогические технологии Оборудование
- личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Технология деятельностного подхода (организация целеполагания, рефлексии, оценки результатов)
Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки);
текст притчи с вопросами, карточки слов.
Ход урока
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Этап мотивации к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня урок ОРКСЭ проведу я- Татьяна Юрьевна.
- Я рада встрече с вами.
В это солнечное утро (день) я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке
- Тихонько присаживайтесь на свои места.
Дети приветствуют учителя и присаживаются. Личностные УДД
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Регулятивные УУД
Учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для активной познавательной работы
2. Этап актуализации и пробного учебного действия;
Приглашаю вас в картинную галерею.
(Показ 3 картин).
-Что вы видите на этих картинах?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-О какой семье (Что у всех было дома.)
Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?
-Итак, мы поговорим о христианской семье, её ценностях и традициях.
-Что их объединяет?
-Как вы думаете, почему одну называют православной семьей, а другую нет?
Каждую картину описывают.
-За столом сидит большая семья. Взрослые сыновья, дочери. Все пьют чай. В углу красный угол. Это было давно, люди одеты в русские традиционные одежды.
-На картине видим многодетное семейство. В этой семье пополнение. И взрослые и дети любуются малышом.
-Это более современное время. Большая семья также сидит за столом. У каждого свое увлечение. Все счастливы. В углу красный угол.
-О семье.
-О православной.
-Узнать, почему некоторые семьи называют именно православными.
-Вера в Бога, взаимопонимание в семье.
Ответы детей. Личностные: самоопределение к деятельности.
Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии. Ученики предлагают варианты своих ответов, формулируют тему урока «Семья»,
3. Этап выявления места и причины затруднений
-Почему часто говорят, что семья означает «семь-я»?
-Как называются люди, объединенные одной семьей?
-Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?
-А кем вы приходитесь своим родителям, как они вас называют?
-У ваших родителей есть тоже папы и мамы. Кем они вам приходятся?
-Как члены семьи должны относится друг к другу?
Высказывание Конфуция «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». И держится оно на любви. Любая семья – это сочетание двух и более личностей с разными характерами, интересами и мнениями, и их гармоничная совместная жизнь возможна лишь при наличии сильной бескорыстной любви.
Давай темы с вами сегодня построим свой дом для православной семьи.
Православная семья это какая семья?
то
А что такое Божьи законы?
-Кто помнит, в какой заповеди говорится о почитании родителей?
Давайте прочитаем вместе. (слайд)
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, да и долголетен будити на земли.
Давайте с вами посмотрим видео и узнаем из чего состоит фундамент нашего дома. (видео)
Любовь
Понимание
Забота
Уважение
Прощение
-Это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, кот и я.
-Родственники.
-Мама и папа, сын, дочь.
-Бабушка и дедушка.
-Уважать друг друга, любить и др.
-Эта та семья в которой соблюдаются законы Божьи.
-Это десять заповедей Закона Божьего. И по ним нужно жить и верить в них.
-В 5 заповеди.
Читают хором 5 заповедь.
Что происходит на этом видео? Формирование и развитие УУД (регулятивных)
Умение определять тему урока, ставить с помощью учителя задачи урока
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Фундамент нашего дома мы построили. Чего же нашему дому не хватает?
Чтоб ответить на этот вопрос, посмотрите на фотографии. Что на них вы видите?
Как эти дела можно по другому назвать?
Вот как раз добро и есть крыша нашего дома.
На этих фотографиях люди не бездельничают, все трудятся.
А это труд. Труд прощать, терпение. Это все не просто.
Чем больше доброты дома, тем прочнее будет наша семья.
Нам ничего не страшно, когда такой крепкий дом.
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Вопросы
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
-Опишите главу рода, какой он?
- Опишите владыку.
- Легко ли жить в такой большой семье?
-Что объединяло семью из притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
-Крыши.
-Родители и дети заняты полезным делом.
-Добрыми.
Принимают участие в обсуждении, актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим жизненным опытом.
Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом)
Умение взаимодействовать в малой группе
Умение строить устное высказывание
Умение понимать текст
5. Реализация построенного проекта Все члены семьи-православной семьи, должны быть какими?
Соблюдать законы Божьи.
Должен в такой семье присутствовать?
Не одно хорошее не должно начинается не молитвы. В православной семье читаются молитвы каждый день. Давайте с вами послушаем несколько молитв и разберемся, о чем они говорят.
-Что же еще бывает в православной семье?
Одним из примеров православной семьи являются Петр и Февронья. В честь них происходит праздник Семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
История Петра и Февроньи.
-Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.
Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении следующего 2024 года в России Годом семьи. Такое решение принято для популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, говорится в документе.
-верующие.
-Вера в Бога.
-Посещение Храмов, Соборов, церквей, В доме красный угол-при любом деле молится, носят крестики, в семье не сорятся.
Кто не живет по Божьим законам, у тех чаще происходят ссоры.
Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом)
Умение строить устное высказывание
Умение понимать текст
Умение прогнозировать событие или варианты следствий этого события
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
-Ребята, у каждой группы есть карточки слов. Выберите слова, которые относятся к ценностям христианской семьи.
Слова
Любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность, хамство, зависть, ненависть.
1. Выбирают слова, называют общечеловеческие семейные ценности (такие как понимание, любовь, дружба, взаимопомощь, поддержка, сочувствие, уважение, трудолюбие, защита, забота) и их противоположные понятия.
2. Приходят к выводу, что все люди хотят жить в том доме, где в семье есть любовь. Обосновывают это мнение примерами из жизни или из литературных источников.
3. Называют поступки, действия, в которых выражается любовь и забота о близких и родных. Развитие УУД
(познавательных, коммуникативных умений работать с текстом)
Умение строить устное высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения
Определить уровень достижения целей урока -– Ребята, у вас на столах лежат конверты. Откройте их. Это пословицы.
Вам необходимо сейчас в паре сложить их и прочитать.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Жизнь родителей в детях.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Прочитайте их.
-О чём эти пословицы?
Собирают пословицы, зачитывают и объясняют их смысл. Умение строить устное и высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения
Рефлексия У вас на столах лежат домики, с пустыми окнами. Если у вас дома православная семья и все, о чем сегодня мы говорили на уроке относиться к вам, то раскрасьте ваши окна- голубым цветом.
Если в вашей семье все таки происходят конфликтные ситуации, раскрасьте окна зеленым цветом.
А если вы не считаете вашу семью православную, то не раскрашивайте окна.
- Что вы расскажете об этом уроке дома?
Домашнее задание:
- составить герб своей семьи; написать о традициях своей семьи.
Раскрашивают окна «своего» дома.
Делают вывод о главной цели урока (для чего семья, что в ней главное, как проявляется любовь в семье, делятся мыслями о том, что расскажут и покажут дома родителям.
Развитие УУД
(регулятивных)
Умение проводить рефлексию