Зайцева Анжелика
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме «Задачи на уменьшение числа в несколько раз»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Школа: МКОУ СОШ№4
Класс : 3 «Б»
Учитель: Бабкова Аксана Леонидовна
Методист: Соколова Татьяна Алексеевна
Студент: Зайцева Анжелика Владимировна
Дата: 12.10.2022
Тема: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз»
Тип: Открытие новых знаний
Педагогическая цель: формирование представления о решении задач на уменьшение числа в несколько раз.
Публикация «Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме „Задачи на уменьшение числа в несколько раз“» размещена в разделах
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи :
Образовательная: познакомить с задачами на уменьшение числа в несколько раз;
Воспитательная: воспитывать умение вести диалог : ученик-ученик, ученик-учитель;
Развивающая: развивать навык правильной математической речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз;
Познавательные УУД:
- выделение необходимой информации;
- выбор эффективных способов решения поставленных задач;
- отличать новое от уже изученного старого;
Коммуникативные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной форме;
- слышать и слушать одноклассников и учителя;
- умение слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
- эмоциональный настрой к уроку, мотивация к учебной деятельности;
- умение контролировать и оценивать свою деятельность;
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнение упражнений;
Личностные:
- формирование осознанной адекватной оценки;
- формирование мотивации к обучению и деятельности;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели.
Основные понятия: задача, число
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы: 3 кл. Ч 1: учебник / М. И. Моро, ИКТ, карточки с задачей
г. Черепаново, 2022
Технологическая карта
№ п/п Этап урока Образовательная задача этапа урока Методы, приемы и формы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Дидактические средства, интерактивное оборудование УУД
1 Орг. момент Создание условий для организации класса М : словесный
П: беседа
Ф: фронтальная 1) Организация класса
Проверка готовности к учебному занятию
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Владимировна и сегодня я проведу у вас учебное занятие по математике.
2) Упражнение для рук
- Для того чтобы подготовить наши руки к работе проведем разминку рук:
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…Покрутили.
Постучали…И открыли!
3) Разминка для глаз
- Для того чтобы подготовить наши глазки к работе проведем разминка для глаз:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
4) Оформление тетради
- Откройте рабочую тетрадь, запишите число : 12 октября, а ниже классная работа. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…Покрутили.
Постучали…И открыли!
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Оформляют тетради:
12 октября, а ниже классная работа. Речь К, Р…
2 Каллиграфическая минутка Отработка правильного письма М: словесный, наглядный
П: показ учителя, беседа
Ф: фронтальная, индивидуальная -А для того что бы совершенствовать навыки письма мы с вами проведем каллиграфическую минутку.
- Посмотрите на доску, сядьте правильно, я пишу на доске, а вы в воздухе:
- От классной работы отступаем три клетки и ставим точку. Ведем вверх две клетки, по диагонали вправо вниз введем одну клетку, вправо вверх по диагонали еще одну клетку, введем две клетки вниз и одну вправо.
- Спина должна быть прямая, тетрадь под наклоном, пропишите узор у себя в тетрадях до конца рабочей строки Прописывают рисунок до конца рабочей строки Речь, тетрадь К, Л, Р.
3 Актуализация знаний Создание условий для актуализации знаний М: словесный
П: беседа
Ф: фронтальная Логическая задача
- У меня в кармане две монеты общей суммой 15 рублей. Одна из них не пятак (не 5 рублей). Как такое может быть?
- Для чего мы решали логическую задачу? (Для ума, для интеллектуального развития)
Подсказка.
А другая монета?
Устный счет
Решите и прочитайте числовые выражения разными способами:
3+5=
3 плюс 5 получится 8
1 слагаемое 3 второе слагаемое 5 сумма 8
К 3 прибавить 5 получится 8
3 увеличить на 5 получится 8
8-3 =
8 минус 3 получится 5
Из 8 вычесть 3 получится 5
Уменьшаемое 8 вычитаемое 3 разность 5
8 уменьшить на 3 получится 5
2*8=
2 умножить на 8 получится 16
По 2 взяли 8 раз получится 16
1 множитель 2 второй множитель 8 произведение 16
2 увеличили в раза получится 16
16:2=
16 разделить на 2 получится 8
Делимое 16 делитель 2 частное 8
16 уменьшили в 2 раза получится 8
- Как называются такие пары примеров?
(Обратные)
- Почему?
(Сложению обратное действие вычитание, умножению обратное действие деление.)
- Какие математические понятия повторили?
(Названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, что такое обратные арифметические действия, что значит: «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в», «уменьшить в»). - Из того, что одна монета не пятак, не следует, что среди этих монет нет пятака. Условие всего лишь утверждает, что у меня не два пятака.
10 рублей и 5 рублей
3+5=
3 плюс 5 получится 8
1 слагаемое 3 второе слагаемое 5 сумма 8
К 3 прибавить 5 получится 8
3 увеличить на 5 получится 8
8-3 =
8 минус 3 получится 5
Из 8 вычесть 3 получится 5
Уменьшаемое 8 вычитаемое 3 разность 5
8 уменьшить на 3 получится 5
2*8=
2 умножить на 8 получится 16
По 2 взяли 8 раз получится 16
1 множитель 2 второй множитель 8 произведение 16
2 увеличили в раза получится 16
16:2=
16 разделить на 2 получится 8
Делимое 16 делитель 2 частное 8
16 уменьшили в 2 раза получится 8
- Обратные
- Сложению обратное действие вычитание, умножению обратное деление
- Названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, что такое обратные арифметические действия, что значит: «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в», «уменьшить в» Речь П., К., Р…
3 Целеполагание и мотивация
Создание условий для целеполагания и мотивации М: словесный
П: беседа
Ф: фронтальная - Посмотрите на табличку:
УВЕЛИЧИТЬ НА УВЕЛИЧИТЬ В
УМЕНЬШИТЬ НА УМЕНЬШИТЬ В
- Где можем встретить такие вычисления?
- Я предлагаю вам составить и решить задачу по рисункам. (Слайд)
В аквариуме 3 золотые рыбки, а гуппи в 2 раза больше. Сколько в аквариуме гуппи?
На доске:
Золотые рыбки.
Гуппи.
3*2=6 (г.)
Ответ: в аквариуме 6 Гуппи.
- Как называются эти задачи?
- Теперь давайте попробуем составим обратную задачу.
-Как называются такие задачи?
- Это новые задачи, вы их не решали, а сегодня мы научимся их решать.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-А цель нашего урока?
- Кто сможет решить эту задачу?
- В задачах
- 3*2=6 (г)
Ответ: в аквариуме 6 Гуппи
- Задачи на увеличение числа в несколько раз
- В аквариуме 6 Гуппи, а золотых рыбок в 2 раза меньше. Сколько золотых рыбок в аквариуме?
- Задачи на уменьшение числа в несколько раз
- Научиться решать подобные задачи и составлять их самим
- 6:2=3 золотые рыбки
4 Открытие новых знаний Создание условий для открытия новых знаний М: словесный
П: практический
Ф: фронтальная - Откройте учебник на странице 38. Кто прочитает нам текст под красной чертой?
- Сколько у нас кружков в первом ряду? (8) А сколько нужно положить кружков во второй ряд? (в 4 раза меньше) Как найдем? ( 8:4) Сколько получим? (2)
- Сделаем вывод: чтобы найти число, которое меньше в несколько раз, надо выполнить действие деление.
- Кто прочитает условие 1 задачи под номером 1?
О чём говорится в задаче?
- Сколько было кругов
- Известно ли сколько было треугольников? Что о них сказано.
- Что нужно сделать с фигурами?
-Сможем ли мы сразу нарисовать круги?
- Сможем ли мы сразу нарисовать треугольники?
- Значит, сначала мы должны найти количество треугольников.
- Давайте сделаем к ней краткую запись.
- Какие слова выберем для краткой записи?
- Что сказано о треугольниках?
Т. - 12 шт.
- Что сказано о кругах.
К. -? шт., в 3 раза меньше
- Как узнать число, которое в 3 раза меньше, чем данное?
- Записываем ответ: 4 треугольника
- Нарисуйте фигуры.
- Сколько мы нарисуем кругов?
- Сколько мы нарисуем треугольников?
- Кто прочитает 2 задачу?
- О чем говорится в этой задаче?
- Что обозначает число 12?
- Известно ли сколько синих кругов? Что о них сказано?
- Что нужно сделать с фигурами?
- Сможем ли мы сразу выполнить задание?
- Решим задачу.
- Кто выйдет к доске?
- Какие слова выберем для краткой записи?
- Сколько красных кругов?
- Известно ли сколько синих кругов? Но что о них сказано?
Красных к. - 12 шт.
Синих к. -? шт., на 3 меньше
- Как мы понимаем на 3 меньше?
Запишите решение задачи :
Появляется запись:
12 – 3 = 9 (шт.) – синих кругов.
- Пишем ответ: 9 синих кружков
- Можем ли мы теперь нарисовать фигуры?
- Сколько мы изобразим красных кругов?
- Сколько синих кругов мы изобразим?
- Посмотрите и скажите, чем похожи решённые нами задача? (Одни и те же фигуры – круги,
кругов всегда – 12, а количество треугольников и синих кругов неизвестно, но их всегда меньше, чем кругов)
- Чем они отличаются? (В первой задаче треугольников в 3 раза меньше, чем кругов, а во второй задаче – на 3 треугольника меньше, чем кругов. У задач разные решения и разные ответы. Первая задача решается делением, а вторая вычитанием)
- Давайте сделаем вывод о том, каким действием решаем задача, в которых находим число, которое в несколько раз меньше данного?
А каким действием решаем задачи, в которых находим число на несколько единиц меньше данного?
Давайте ещё раз повторим, как же мы находим число, которое в несколько раз меньше данного и число, которое на несколько единиц меньше данного?
Физминутка
Игра «День, ночь»
«Ночь» - дети кладут голову на парту и закрывают глаза. В то время и учитель называет выражения для устного счета на деление, умножение, сложение и вычитание. Следует небольшая пауза. «День» - дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.
- 8
- в 4 раза меньше
- 8:4
- 2
- О геометрических фигурах: круги и треугольники
- 12 кругов
- Известно, что треугольников в 3 раза меньше
- Нарисовать
- Да
- Нет, надо найти
- Т. – 12 шт.
К. -? шт., в 3 раза меньше
- Разделить данное число на 3
- Ответ: 4 треугольника
- 12 кругов
- 4 треугольника
- О геометрических фигурах: красные и синие круги
- 12 кругов
- Нет, что их на 3 меньше
- Нарисовать
- Нет, нужно решить задачу
- Красные к. – 12 шт.
Синие к. -? шт., на 3 меньше
- 12-3=9 (шт)- синих кругов
- Ответ: 9 синих кружков
- Да
- 12 красных кругов
- 9 синих кругов
- Одни т те же фигуры – круги, кругов всегда – 12, а количество треугольников и синих кругов неизвестно, но их всегда меньше, чем кругов.
- В первой задаче треугольников в 3 раза меньше, чем кругов, а во второй задаче – на 3 треугольника меньше, чем кругов. У задач разные решения и разные ответы. Первая задача решается делением, а вторая вычитанием.
- Делением
- Вычитанием
Речь, тетрадь П, К, Р, Л…
4 Закрепление знаний Создание условий для закрепления знаний М: словесный
П: беседа
Ф: фронтальная, индивидуальная, парная ЗАДАЧА НА КАРТОЧКЕ
- Мама купила 18 яблок, а груш в 3 раза меньше. Сколько груш купила мама?
- Кто прочитает условие задачи для всех?
- О чем говорится в задаче?
- Что обозначает число 18?
- Известно ли сколько груш? Что о них сказано?
- Что нам нужно найти?
- Какие слова выберем для краткой записи?
- Какого вида данная задача?
- С помощью какого действия мы находим число, которое в несколько раз меньше данного?
- Решите данную задачу самостоятельно на карточках.
- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и возьмите в руки ручку другого цвета или простой карандаш. Давайте сверим со слайда.
- О грушах и яблоках
- Яблоки
- Нет, известно, что груш в 3 раза меньше
- Сколько груш купила мама
- Яблоки, груши
- Задачи на уменьшение числа в несколько раз
- Деление
Проверяют со слайда Речь, карточка Л, П, К…
5 Итог урока Создание условий для подведения урока М : словесный
П: беседа
Ф: фронтальная - Давайте вспомним задачи, каких видов, мы учились решать?
- Как найти число, которое в несколько раз меньше данного?
- Поднимите руки те дети, которые считают, что научились решать задачи данного вида.
- Какие ещё задачи на уменьшение мы сегодня решали?
- А как найти число, которое на несколько единиц меньше данного?
- Поднимите руки те, кто не совсем разобрался с новыми видами задач и хотел бы дополнительно изучить материал урока? - Задачи на уменьшение числа в несколько раз
- С помощью деления
- Задачи на уменьшение числа на несколько раз
- С помощью вычитания
Речь К., П., Р…
6 Домашнее задание Создание условий для записи домашнего задания М : словесный
П: беседа
Ф: фронтальная - Откройте дневники и запишите домашнее задание : №3 (Назвать в каждом уравнении значение х. Найти отличия одного уравнения от другого.) Под чертой (Решить задачу, похожая задача про яблоки и груши)
Записывают домашнее задание и слушают объяснение Речь, дневник Л, К.