Ерина Ирина Николаевна
Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева
Саратовской области имени П. А. Столыпина»
Технологии, реализующие
компетентностно-ориентированное обучение
Подготовила: Ерина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Технологии, реализующие
компетентностно-ориентированное обучение
Публикация «Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение» размещена в разделах
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.
Современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный урок, отвечающий запросам обучающегося, его родителей (законных представителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего каждого обучающегося, готовить его к жизни в меняющемся обществе.
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом обучающегося, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит выпускнику активно войти во взрослую жизнь.
Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии, самостоятельно их создавать.
Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий, изменению позиции ученика и учителя в ходе учебного процесса, а также изменению функции контроля. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход : технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.
Компетентностный подход учит детей действовать в различных проблемных ситуациях, акцентирует внимание на применение знаний, полученных в результате образования, в различных жизненных ситуациях.
Компетентностный подход в образовании.
Компетенция, в переводе с латинского языка, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, позволяющими обоснованно судить и эффективно действовать в определенной области.
Важно различать понятия компетенции и компетентности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области.
Компетентность – владение, обладание человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету и деятельности.
Компетентностно-ориентированное обучение направлено на
комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства.
Современный компетентностно-ориентированный урок требует применение активных методов обучения на уроке : опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование средств художественного воздействия, использование ИКТ.
На уроках окружающего мира я применяю технологии, направленные на создание атмосферы творчества, желание познавать и исследовать окружающий нас мир. Детям предлагаются не только задания репродуктивного плана, но и компетентностно-ориентированные задания, целью которых является развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направленны на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Компетентностно-ориентированные задания :
• «Что лишнее».
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
• «Верно - неверно».
Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей.
• «Ромашка вопросов».
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.
• «Ключевые слова».
Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение КОЗ – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи, а значит, являются средством повышения мотивации к изучению предметов.
Применение КОЗ является одним из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках, как результат образования.
В качестве результата важно не количество полученной информации, а способность обучающихся самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки.
Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях. Одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся, представляемая на научно-практической конференции. Учащиеся готовят рефераты, включающие в себя собственное исследование по выбранной теме, учатся целеполаганию, создают электронные презентации, учатся выступать на научно-практических конференциях различных уровней. В первом классе - это выступление перед одноклассниками, в дальнейшем – это представление школы на городских, краевых конференциях.
Таким образом, как в течение учебного года, так и на протяжении всей начальной школы, ведётся отслеживание сформированности ключевых компетентностей. Сложность темы исследования, глубина её раскрытия, способность самостоятельно добывать информацию из различных источников, рост словарного запаса, и как итог рост познавательной активности является результатом работы учителя по формированию ключевых компетентностей.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Список литературы:
1. Андрейченко З. М. -заместитель директора по научно-методической работе Региональный многопрофильный колледж, г. Ставрополь, статья «Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения», 2013
2. Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования // общ. ред В. Н. Гурова. - Ставрополь, Литера, 2008
3. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М. : Издательский центр «Академия», 1999
4. Обучающие семинары : методическая поддержка компетентностного обучения /авт. -сост. Т. В. Хуртова. - Волгоград, Учитель, 2008
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998.
6. Современные образовательные технологии. – Тверь: ТГУ, 2003
7. Теория и практика образовательной технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2004
8. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения // Как обучать всех по-разному. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005
9. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. шк. Плюс. До и после. 2005. №1.
10. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции : технология конструирования // Народное образование. 2003.№5