половникова Татьяна
Технологии проблемного обучения и воспитания в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Мастер класс
Тема: Технологии проблемного обучения и воспитания в детском саду.
Дорогие коллеги! Вы конечно, слышали об инновационных технологиях, в разряд которых входят и технологии проблемного обучения и воспитания.
Мне бы хотелось поделиться с вами и своим опытом по данному вопросу.
Публикация «Технологии проблемного обучения и воспитания в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Проработав, много лет в детском саду я отметила для себя : что особенность здоровой психики ребёнка – это его познавательная активность. Име6нно проблемное обучение и воспитание способствует активизации мысли детей, полноценному развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а также воспитанию нравственных ценностей: патриотизм, дружелюбие и так далее. Через задачи проблемного обучения и воспитания мы учим ребенка, трудиться, воспитываем умение радоваться не только своим успехом, но и успехами сверстников, не огорчаться ошибками, но находить, их исправлять, видеть проблему и решать её.
Я бы хотела показать технологии проблемного воспитания и обучения начиная со второй младшей группы (от простого к сложному) и до школы. Существуют четыре уровня проблемы, которые имеют определённые цели и задачи на разном возрастном этапе.
1. Итак, перехожу к первому уровню – Воспитатель сам ставит проблему и сам её решает при активном слушании и обсуждении детьми.
Учитывая особенности детей младшего возраста, использую дидактические игры: «Подбери ключи по цвету и форме», «Шарики и кубики», «Игра с клубочком», «Помоги собрать блюдце», «Веселый и грустный», «Накроем стол», «Постираем и высушим», и так далее.
2. Все вы знаете прекрасного и любимого героя кота Леопольда. Опираясь на знание и опыт детей, рассказываю им историю про кота. Вы знаете кота Леопольда? Он какой? Ак он всегда говорит ребятам? (Давайте жить дружно) Кто ему мешал, огорчал его? Ответы детей. Кто то оставил мне письмо. Хотите узнать, что там написано? Слушайте: «Я уехал далеко к бабушке в гости, прошу вас присмотреть за моей квартирой. Передаю вам ключи. Кот Леопольд. Поможем? Ответы детей. Даю задание детям. Что бы попасть в квартиру нам нужно открыть замок, но какой ключ я не знаю.
Дидактическая игра «Ключи». Дети подбирают ключи к замку.
Зашли в квартиру. Какой тут беспорядок (на полу лежат шарики, кубики предлагаю детям разобрать шарики и кубики по коробкам. Дидактическая игра «Шарики и кубики». Любуюсь, что комната прибрана. Замечаю клубочек – любимую игрушку кота, хотите с ней поиграть предлагаю детям? Дидактическая игра «Клубочек» Вопросы: Сколько солнышек на небе? Сколько звезд на небе? Сколько у тебя носиков? Сколько у тебя хвостиков? Небо высоко, а земля? Слон большой, а муравей? Дорога широкая, а тропинка? Замечаю разбитые тарелки на столе. Что делать? спрашиваю детей. Склеить. Как? Складывают четыре части круга, отличая по цвету. Мы все прибрали, приедет кот Леопольд и обрадуется. Покажите, какой он будет весёлый или грустный? Дети показывают мимику. Дидактические игры использую в средней группе.
2 уровень. На втором уровне – воспитатель ставит проблему. Дети самостоятельно или под его руководством находят оптимальное решение проблем. (частично поисковый метод)
Жил был зайчик. Как его назовём? (Касьян, Пушистик) Шёл он по лесу, видит, лежит колесо, обрадовался Пушистик, в хозяйстве пригодиться. Спрашиваю детей, куда бы могло пригодиться колесо? Хотел домой унести, да не мог. Почему? Что же мне делать? Думает заяц, оставлять жалко. Стал он помощника поджидать. Смотрит, идет медведь, стали вместе думать – ничего не придумали. А что бы вы посоветовали? Приходят к выводу, что колесо надо катить. Почему? Потому что оно круглое. (Это может быть часть занятия).
3 уровень. Проблему ставит ребёнок, воспитатель помогает ему решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Это видно в игре.
Давайте поиграем. «Что было бы, если (Ни когда не было солнца, Что было бы, если бы не было детских садов?
«Измени сказку» Посадил дед репку, всю весну за ней ухаживал, а летом дед уехал к своему сыну в гости и забыл про репку, и бабка забыла. Наступила осень, пришли они в огород, а там…
«Придумай сказку» (идут спичка и гвоздь, спичка увидела ручеёк и прыгнула в воду, стала плавать, радоваться, а гвоздь думает, я тоже могу и бульк в воду тоже). И что с ним случилось? Продолжи…. Почему это произошло?
На столе одна посылка. Вопросы к детям:
- Как появилась посылка?
- А что там может быть?
Можно потрогать, потрясти. Дети высказывают свои предложения.
-Какое у вас желание? (распечатать, открыть посылку). Договариваемся (вырабатываем терпение, воля) открою, но смотреть не будем что там, а узнаем на ощупь.
Дети: Карандаш и гвоздь. Входят подготовленные дети. Вы нас звали? Мы пришли. Спрашиваю: А что же вы такие хмурые? Карандаш – гвоздь говорит, что он важнее всего на свете металл, а я говорю дерево. Спрашиваю детей: а вы как думаете?
Какие предметы делают из дерева, какие из метала? Найдите предметы в группе деревянные и металлические. Какой же вывод, что важнее? Вывод: - что без дерева и метала людям не обойтись. Что у вас на столах? (кубики деревянные и металлические пластинки).
Опыт: Вобьем гвоздь в дерево, так же в метал. Что произошло? Ответы детей. Учу детей самостоятельно делать выводы на основе опыта.
4. На четвертом уровне проблемы в обучении ребёнок сам ставит проблему и сам ее решает.
Воспитатель не указывает на проблему, ребенок должен самостоятельно её увидеть, а увидев, формулирует и исследует возможность и способность ее решить.
Приведу ещё один пример.
Хочу обратить внимание на различные приемы постановки проблемы, в данном случае – использование музыки. Песенка о дружбе. «Если с другом вышел в путь»
Как по другому можно назвать друга? Кого называют другом? Хотите послушать историю про двух друзей?
Встретились два друга, Саша и Миша. Миша сказал Саше, что он потерял ключ и не может найти. Саша спросил у Миши: Ты что в лесу заблудился, я там был, из ключа пил вкусную воду, свежую. Миша посмотрел на Сашу, пожал, плечами и они разошлись. У них проблема. Она стала и нашей. Какая у них проблема? (Они говорили о разных ключах, они не поняли друг друга. Вспоминают, называют, какие же бывают ключи.
Ключ – скрипичный. Завитой.
Ключ – обычный дверной
Ключ – гаечный разводной.
Ключ – родник.
Смотрим иллюстрации родников.
Выводы: Оказывается, мы с вами сделали открытие: Слово КЛЮЧ имеет несколько значений. (Зачитываю) Вспомним про мальчиков: Как надо было сказать Саше, что бы друг его понял? Ответы детей. Что же нам делать, чтобы такого не произошло? Ответы детей.
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем, детей выдвигать гипотезы делать выводы, не бояться допускать ошибки.
Технологии проблемного обучения и воспитания играют важнейшую роль в достижении цели и задач, поставленных воспитателем. Очень важно, что бы ребенок почувствовал интерес к получению новых сведений об окружающих предметах и явлениях, о реальности жизни.
Мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу и ещё искать новое, помня при этом:
- Учитесь читать по лицам детей, старайтесь понять, чего они ждут.
- Помните, вы растите детей, которые в будущее идут!
- Почаще, бывайте на их месте, Им цель, помогая достигнуть,
Не ставьте границ: «От сих, до сих», учите детей в ситуацию вникнуть.
Дайте почувствовать детям, понять Радость от собственного успеха!
Верьте в ребёнка, умейте прощать, Шуткой учите, искренним смехом.
Не унижайте детей никогда! Ведите по жизни таких простодушных,
Добьетесь успеха, конечно, тогда, Решение проблем всех насущных.
Терпимыми будьте всегда вы с детьми, мнение свое вы попридержите,
Вырастут деточки ваши людьми, главное вы их любите!