Ольга Чапорова
Технологии проблемно-игрового обучения. Проект по сказкам:: «Путешествие в Тридесятое королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта:
«Путешествие в Тридесятое королевство».
Тип проекта:
Поисково – творческий, коллективный, краткосрочный.
Гипотеза:
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать и исследовать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказкам. Образные, яркие выражения, сравнения, анализ жизни сказочных героев с реальной современной жизнью, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Публикация «Технологии проблемно-игрового обучения, Проект по сказкам:: „Путешествие в Тридесятое королевство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цель:
расширять поисково - исследовательскую деятельность посредством художественной литературы, игры - драматизации, дизайна; формировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия.
Задачи:
1. Учить самостоятельно ставить проблему, исследовать, добывать информацию, искать пути решения, используя различные виды деятельности.
2. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
3. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
4. Создание благоприятных социо – эмоциональных условий, предпраздничного настроения детей.
Актуальность:
Данный проект позволяет интегрировать практически все образовательные области в соответствии с ФГТ. Использование творческо – исследовательского типа проектирования способствует развитию творческой, поисковой активности и дает возможность перейти к реализации воспитательного - образовательного процесса с учетом ФГТ более гибко.
Так как в основе проекта - различные сказки, а, как известно сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка, то входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Необыкновенные события и превращения, происходящие с героями сказок, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, формируют высокие чувства и стремления.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов и песенок, помогающих ребенку запомнить сказку. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание попасть в сказочную страну максимально мотивирует детей на дальнейший творческий, увлекательный образовательный процесс. Изучение и создание различных карт, архитектурных форм и макетов замков, желание разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к образовательной деятельности. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, демонстрируют новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Участники проекта:
Дети старшей, подготовительной группы, родители, коллектив МБДОУ «Елочка» п. Мотыгино, детская библиотека.
Сроки реализации проекта:
ноябрь 2012 – январь 2013 г.
ПРОЕКТ: «Путешествие в Тридесятое королевство»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
Мероприятие:
1. Создание предметно – развивающей среды, способствующей погружению детей в тему проекта.
2. Обсуждение сценария Новогоднего утренника.
3. Организационно – игровая деятельность:
• чтение сказок о тридесятом королевстве;
• просмотр кинофильмов, мультфильмов;
• проведение викторин с детьми, бесед с родителями;
Совместная деятельность педагога и детей:
1. Создание и оформление центра сказки, ряженья, оформление зимнего участка «Герои сказок».
2. Беседы на тему: «Волшебный праздник Новый год».
3. Презентация игровой мотивации «В некотором царстве, в Тридесятом государстве. Что это такое?».
4. Моделирование проблемы: «Кто живет в Тридесятом королевстве?», «Как найти верный путь до Тридесятого королевства?», «На чем можно туда добраться?», «Как выглядит сказочное королевство и как узнать о нем больше?»
5. Работа по исследованию сказок. Особенности нарядов героев, диалектика.
6. Организация подгрупповой работы. Игры – упражнения, ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – оценки.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстраций, картин художников о сказках.
2. Исследуют особенности одежды сказочных героев.
3. Разрабатывают дизайн одежды жителей тридесятого королевства.
4. Изготовление детьми аксессуаров для украшения снежных героев сказок: Серый волк, Красная шапочка, Лисичка – сестричка, Петушок – золотой гребешок, Три медведя.
5. Активно принимают участие в обсуждении, задают вопросы. Выдвигают гипотезы, обсуждают, вспоминают, называют сказки, мультфильмы, фильмы о тридесятом королевстве.
6. Организация сюжетно – ролевых игр, самостоятельное распределение ролей.
7. Дети предлагают прочитать различные сказки о Тридесятом королевстве, предлагают составить карту маршрута.
8. Сопоставление, сравнение, анализ жизни героев с современным миром.
9. Самостоятельная игровая, продуктивная, интеллектуальная деятельность детей.
Деятельность родителей:
1. Оснащение центра старинными изданиями русских народных сказок.
2. Оказание помощи в оформлении центра и изготовлении одежды.
3. Помощь при украшении фигур.
4. Обсуждение и чтение сказок с детьми.
5. Помощь в создании костюмов, декораций
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей в познании художественной литературы.
2. Развитие восприятия, воображения, художественно – творческих способностей.
3. Выставка одежды жителей Тридесятого королевства.
4. Создание сказочного предпраздничного настроения. Побудить у детей эмоциональный отклик, желание участвовать в проекте (оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов).
5. Умение детей выдвигать гипотезы, умение делать индуктивные умозаключения.
6. Свободная ориентация по сказкам. Умение сделать пересказ произведений. Выразить свою мысль.
Приложение №1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
подготовительного этапа
Технологии:
проблемного обучения
– проблематизация обучающей информации; активная деятельность ребенка; связь обучения с жизнью, игрой и трудом; исследовательский характер познания;
игрового обучения
- опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации. Роль педагога в создании и организации предметно – развивающей среды.
Принципы:
принцип психологической комфортности
– предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
наглядности в обучении
– осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли, игры - драматизации);
проблемности
– направленный на поиск разрешения проблемных ситуаций (детьми самостоятельно);
развивающий и воспитательный характер обучения
– направлен на расширение кругозора, на развитие творческости и познавательных процессов.
Методы:
словесные, наглядные, проблемного изложения, повышения эмоциональной активности, обучения и развития творчества, моделирования, погружения в тему.
Приемы:
голосовой и эмоциональной модуляции, игровые (оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, визуальное сравнение, композиционные варианты, активизации самостоятельного мышления.
Реализация образовательных областей:
познание
(расширяется кругозор детей, узнают много нового о сказочных героях, сопоставляют, сравнивают жизнь героев с современным миром, знакомятся с особенностями речи сказочных героев);
коммуникация
(дети учатся коллективно идти к общей цели договариваясь, советуясь, обсуждая те или иные вопросы);
социализация
(приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми при реализации данного этапа проекта, развитие интеллектуальных и личностных качеств через сравнение и анализ);
чтение художественной литературы
(развитие литературной речи через ознакомление со сказками различных народов);
труд
(дети изготавливают аксессуары для снежных героев).
Интеграция образовательных областей:
ОО «Художественная литература» интегрируется с ОО «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
2 ЭТАП: ПРАКТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Мероприятие:
1. Иллюстрирование волшебной карты.
2. Моделирование сказочного королевства.
3. Участие во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур: «Кто таков? Я из сказок и стихов».
4. Продуктивная деятельность.
5. Игра – драматизация «Теремок», «Как Машенька елочку искала».
6. Репетиции новогоднего бала- карнавала сказочных героев.
Совместная деятельность педагога и детей:
1. Исследование всех видов карт: физические, политические, географические и др.
2. Исследование особенностей архитектурных форм.
3. Игровые обучающие ситуации.
4. Создание и оформление выставок рисунков по способам передвижения по сказкам: на ковре-самолете, сапогах-скороходах и др.
5. Создание выставки одежды сказочных героев «Волшебный приговор».
6. Упражнения по формированию выразительности исполнения вербально – интонационные невербальные (мимика, жесты, позы).
7. Разучивание песен, стихов, театрализованных постановок, мизансцен.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Предложения, обсуждение о том какую карту нужно создать, из чего.
2. Экспериментально-исследовательская деятельность по выбору материалов для изготовления волшебной карты (рисуют, лепят, используют аппликацию).
3. Разработка эскизов, рисунков, проектирование дизайна макета Тридесятого королевства.
4. Изготовление сказочных героев, Замков из пластилина, соленого теста, глины.
5. В роли художников дети придумывают и рассказывают, какие картинки, сюжеты они сами нарисовали бы к данной сказке.
6. Просматривают иллюстрации, рисуют, разрабатывают дизайн одежды сказочных героев. Изготавливают и украшают одежду при помощи различных материалов.
7. Проигрывание содержания сказок, передача общего смысла своими словами, самостоятельное выстраивание фразы. Проявление творческости, фантазии, умения импровизировать.
Деятельность родителей:
1. Активное участие в создании Волшебной карты маршрута в Тридесятое королевство и изготовлении макета.
2. Ознакомление с положением всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты» конкурсного тура: «Кто таков? Я из сказок и стихов».
3. Помощь своим детям в изготовлении, оформлении поделок.
4. Помощь в оформлении выставок, в украшении музыкального зала, создании костюмов.
5. Разучивание слов и стихотворений со своими детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Создание плоскостной карты маршрута в Тридесятое королевство и различных макетов Тридесятого королевства.
2. Реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Презентация выставок.
3. Развитие произвольности, восприятия, воображения, художественно – творческих способностей. Реализация коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.
4. Победа во всероссийском конкурсе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
практико – исследовательского этапа
Технологии:
• игрового обучения
- опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации. Роль педагога в создании и организации предметно – развивающей среды;
• диалогового обучения
– организация коммуникативной развивающей среды и умение вести диалог (специально – созданная диалоговая среда, свобода и спонтанность, развивается эмоционально – чувственная сфера взаимодействия, вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации).
• развивающего обучения
– развитие ребенка через различные виды деятельности.
Принципы:
психологической комфортности, наглядности в обучении, развивающий и воспитательный характер, интегративности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, креативный принцип.
Методы:
словесные, наглядные, повышения эмоциональной активности, обучения и развития творчества, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Приемы:
голосовой и эмоциональной модуляции, игровые (настроение картин, найди «живое существо», подбери музыку, активное ассестирование, привлечения и сосредоточения внимания детей.
Реализация образовательных областей:
• «Познание» (расширяется кругозор детей, узнают какими бывают карты, особенности архитектурных строений, учатся выразительности исполнения содержания сказки);
• «Коммуникация» (развитие активной речи детей при самостоятельном выстраивании смысла содержания сказки «Заюшкина избушка», развитие свободного общения при участии в репетициях новогоднего утренника, игры – драматизации, при совместном создании карты, макета Тридесятого государства);
• «Социализация» (приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми при реализации данного этапа проекта);
• «Чтение художественной литературы» (развитие литературной речи через участие в постановке игры - драматизации, «Труд» (дети изготавливают карту волшебного путешествия, макета Тридесятого государства);
• «Художественное творчество» (через создание иллюстраций к сказкам);
• «Музыка» (использование музыкального сопровождения при инсценировке игры – драматизации, прослушивание классической музыки при иллюстрировании сказок, на репетициях новогоднего утренника);
• «Безопасность» (аккуратное использование ножниц, использование степлера, скрепок и других материалов при создании карты, макета).
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Безопасность». ОО «Музыка» интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
3 ЭТАП: ИТОГОВЫЙ
Мероприятие:
Проведение новогоднего бала- карнавала сказочных героев.
Совместная деятельность педагога и детей:
Организация бала – карнавала, позитивный эмоциональный настрой.
Самостоятельная деятельность детей:
Максимальное вживание детей в роли сказочных героев.
Деятельность родителей:
Помощь в проведении мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Интегрированность учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
Приложение №3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
итогового этапа
Технологии:
• игрового обучения - опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации. Роль педагога в создании и организации предметно – развивающей среды;
• развивающего обучения – развитие ребенка через различные виды деятельности
Принципы:
• Личностно – ориентированные принципы (принцип психологической комфортности);
• культурно – ориентированные принципы (принцип овладения культурой);
• деятельностно – ориентированные принципы (креативный принцип);
• принципы обучения (принципы интегративности, доступности, систематичности и последовательности).
Методы:
• словесные;
• наглядные;
• повышения эмоциональной активности.
Приемы:
• Игровые;
• заинтересованности (сюрпризный момент)
Реализация образовательных областей:
• музыка (дети исполняют различные песни, исполняют танцы под современную музыку, используется музыкальное сопровождение в инсценировках);
• коммуникация (развитие активной речи детей при общении с Дедом Морозом, активно отвечают на вопросы, рассказывают стихотворения);
• социализация (приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми при реализации данного этапа проекта);
• чтение художественной литературы (применяют знания из ранее прочитанных сказок, художественных произведений;
• безопасность (применяют умения вести себя в больших коллективах (не толкаться, не драться, не трогать электронные приборы);
• физическая культура (применение некоторых основных видов движения при исполнении подвижных танцев).
Интеграция образовательных областей:
ОО «Музыка» интегрируется с образовательными областями «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА, АНАЛИЗ.
Работа в рамках данного проекта потребовала от педагогов большой предварительной работы: был осуществлен подбор методической литературы, материалов, книг, мультфильмов, видеофильмов, музыкального сопровождения.
Активными и самыми ответственными участниками проекта стали родители. Совместно с детьми и педагогами они создавали различные выставки, снежные фигуры, разрабатывали эскизы костюмов сказочных героев, сами кроили, шили, украшали… Благодаря им мини- музей сказок пополнился разножанровыми экспонатами книг.
Однако самыми заинтересованными участниками стали дети. Сказки позволили максимально погрузить их в волшебную страну, вызвали огромный эмоциональный всплеск, высвободили творческие двигательные, речевые, музыкальные способности. В тесном сотворчестве со взрослыми они иллюстрировали авторские Карты волшебного путешествия, изготавливали макеты замков Тридесятого королевства, учили песни и стихи. На новогоднем бале-карнавале сказочных героев проявили артистизм и оригинальность. Данный проект позволил всем его участникам прожить в творческом симбиозе увлекательный и ценный период.
Фактическим подтверждением гипотезы явилась победа во Всероссийском конкурсе «Уши, ноги и хвосты» конкурсного тура «Кто таков? Я из сказок и стихов» и дипломы лауреатов 1 и 2 степени. Цель проекта достигнута, задачи решены.
Используемая литература:1. Ступницкая М. А. «Новые передовые технологии. Работа над проектами»- Ярославль: Академиря развития, 2008 г.
2. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
3. Русские народные сказки.
4. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие». –М. :ТЦ Сфера, 2005
5. Запорожец А. Б. и др. «Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
6. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
7. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения/ авт. Состав Т. Д. Пашкевич. –Волгоград: Учитель, 2012 г.