ирина осипова
Технологии педагогического общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии педагогического общения с родителями
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей.
Можно выделить два вида общения педагога с родителями :
Публикация «Технологии педагогического общения с родителями» размещена в разделах
Групповое (фронтальное) общение - специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
Дифференцированное педагогическое общение – как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
Психолого-педагогической подготовленностью;
Коммуникативной культурой педагога;
Личностной психологической готовностью.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:
Коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
Эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
Идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном.
«Я – сообщение» состоит из 4 частей.
Первая часть – объективное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство) .Чаще всего такое описание начинается со слова «когда» .Когда я вижу, что. Следует говорить о поведении человека,но не давать оценку его личности.
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, боль, огорчение).
В третьей части надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. Например, «Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму» - неверный вариант.
«Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы» - верный вариант.