Елена
Технологии и методы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии и методы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В современном обществе заботясь о физическом развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада. Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуется по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект – способность к пониманию к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых, как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В. С. Юркевич и др. Одна из наиболее интересных моделей эмоционального интеллекта дошкольника представлена в трудах Куракиной А. О. в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент – чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий. Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей. Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплексно, педагог должен научить детей чувствовать и понимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом. Прежде всего, необходимо осознать и принять тот факт, что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Необходимо помочь ребенку овладеть следующим алгоритмом: 1. Понять свою эмоцию; 2. Принять ее, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать; 3. Понять причину возникновения эмоции; 4. Принять решение как ее выразить. Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта дошкольника становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирования компонентов эмоционального интеллекта осуществляется, посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирования компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов. Начиная со средней группы необходимо создавать условия для формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта. С этой целью мною был разработан ряд бесед по серии книг Корнелии Спилман с применением психолого-педагогической технологии «рефлексивный круг». «Рефлексивный круг» - это такая форма общения, при которой все участники сидят в кругу и по очереди, высказываются на заданную или свободную тему. «Рефлексивный круг» является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируются творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, формированию умения слушать и понимать друг друга. Развивает умения выражать свои чувства и переживания публично. Игровые рефлексивные круги я провожу во втором полугодии в средней группе, но вместо «Листов достижений» у нас появилась «Коробочка медалек» - это красивая коробочка, в которой заготовлены различные хвалебные медальки для детей, которые на итоговом рефлексивном круге получают дети. Сначала я сама совместно с воспитателем раздавали детям медали, комментируя, за что именно ребенок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой. Благодаря таким методам работы вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли, сними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и оттенки. В старшей группе, продолжая работу по формированию эмоционального интеллекта, я стала создавать условия и для формирования поведенческого компонента. С целью формирования психологической грамотности детей в области понимания и выражения эмоций мною были разработаны следующие занятия: «Радость в гости к нам пришла», «Посылка с печалью», «Управление гневом», «У страха глаза велики», «В царство базовых эмоций», «Калейдоскоп эмоций», «Театр настроений». Формирование поведенческого компонента эмоционального интеллекта представляется мне, как научение детей выражать и регулировать свои эмоции, с помощью арт-технологий и психологических упражнений, направленных на снятие неприятных эмоциональных переживаний. Арт-технологии – это форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточится. Метод арт-терапии – терапии искусством – является прекрасным способом выражать и справляться со своими эмоциями. В своей практике я применяю следующие направления арт-терапии: сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, камнетерапия. Сказкотерапия – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент коррекции и развития. Раскрывая значение сказкотерапии для дошкольника, А. А. Осипов обращает внимание на то, что это метод, который использует сказочную форму для расширения сознания, интеграции личности, развития творческих способностей, улучшение взаимодействия с окружающим миром. Но главная уникальность сказкотерапии заключается в том, что ребенок, воплощая свои мысли через игрушку, героя или речь – открывает, зачастую сам того не замечая, те эмоции и переживания, о которых сам не сказал бы открыто. Сказка дает возможность решить две центральные задачи: «задачу зеркала» (помогает дошкольнику познакомиться с собой, увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство). И «задачу кристалла» (она характеризуется тем, что все люди и окружающий мир воспринимаются по новому, ребенок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром). Личность реализует себя как «творец собственного внешнего и внутреннего мира», что «обуславливает человеческую субъективность». Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников : применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок. На занятии ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главными сказочными героями. Кроме того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем. Мы читаем с детьми коррекционные и психопрофилактические сказки, полезные сказки для формирования эмоционального интеллекта, обсуждаем их. Сочиняем свои сказки на заданную тему. Проигрываем различные сюжеты с помощью психогимнасических этюдов и упражнений. Работа проводится фронтальной форме. Изотерапия – это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психичнское напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель и др., карандаши, пастель, восковые мелки – все, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок. На занятиях предлагаю нарисовать детям «Дом мечты», «Остров мечты», «Планета мечты». Описывая свои рисунки, дети могут рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций. Камнетерапия – это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Для камнетерапии я использую разноцветную гальку, камушки собранные с берега моря, разноцветные камушки для аквариумов. Дети с большим удовольствием работают с этим природным материалом, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям очень нравится играть с камушками. Выкладывать разные геометрические фигуры, картинки, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, животное, солнце, дерево. Из камушков можно нарисовать рисунок «На что похоже мое настроение». Можно рисовать групповые рисунки. Эта работа также развивает мелкую моторику, фантазию, воображение. Создавая коллективные рисунки из камушков, данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности детского коллектива, формирует навыки взаимодействия. Детям трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, играть, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, фигурку из камушков, игру так удивительно подходят для работы с детьми. Совместное использование этих методов эффективно работает со снижением уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.
Публикация «Технологии и методы формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Литература
1. Вачков И. В. Сказкотерапия Развитие самосознания через психологическую сказку. М. : Ось – 89, 2007. 144 с.
2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М. : Вентана-Граф, 2016. 181.
3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546 – 550.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : Сфера, 2002 510 с.