Анна Северюхина
Опыт работы воспитателя «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе»
▼ Скачать +Заказ
Под безопасным поведением следует понимать такие действия, в изменяющейся обстановке, которые позволяют сохранять индивидуальную целостность, и комфортность поведения, предупреждают физический и психический травматизм, создают нормальные условия взаимодействия между людьми. Таким образом, задача взрослых научить ребенка, осознанно действовать в той или иной ситуации. Воспитать у ребят самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. Следовательно, нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Опыт работы, практика
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Работая в детском саду, замечаешь, что дети недостаточно самостоятельные, зачастую безынициативные, то есть не могут самостоятельно принимать решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют действовать в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель в воспитании безопасного поведения у детей - дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - умение правильно вести себя в различных ситуациях.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять им, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, находясь на природе и не только.
У нас в учреждении для формирования у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе используется учебно-методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Оно включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер. Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности : наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасного поведения. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по ОБЖ для детей дошкольного возраста. Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов; кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах; на льду нельзя толкаться. В таких беседах воспитывается уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели я использую при изучении ПДД, поведения в природе, неосторожном обращении с огнем. Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, даёт положительный результат.
В своей профессиональной деятельности мной применяется ИЗО деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Игра-рисование представляет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь: хорошо это или плохо. Например: детям я предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа: «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать; подай ножницы правильно, нашел таблетку дома, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на практике и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
В определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Знакомство детей с правилами поведения в природе, в разделе «Ребёнок и природа», мной проводятся беседы с детьми на темы «Бездомные и домашние животные», «Съедобные и несъедобные грибы», «Польза лекарственных растений», «Осторожно, насекомые».
«Таблетки – не конфетки, ЗАПОМНИТЕ», «103», «Дома безопасно», «Даже дома есть опасные предметы», «Осторожно микробы» - темы бесед и занятий с детьми для представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Мной создаются ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставятся задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности, формируются умения у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, ведется обучение несложным приёмам самооздоровления, оказанию себе элементарной помощи, прививается любовь к физическим упражнениям. Проект «Твое здоровье – в твоих руках» направлен на формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Досуг «Путешествие в страну здоровья» в подготовительной группе проводится с целью, пропаганды здорового питания, где с помощью экспериментов с кока-колой дети наглядно видят действие веществ на организм человека.
Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Ребёнок и другие люди». Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматриваются и обсуждаются типичные ситуации «Ты гуляешь один», «Чужой приходит в дом» и др., обращаешь внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараешься убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями. Досуг «Встреча с Бармалеем!» Дидактические игры «Светофор», «Дорожные знаки», «Знак, ЗАБЛУДИЛСЯ» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует :
- формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Поведение, окружающих ребенка, взрослых - лучший урок безопасного поведения.
Литература
1. Авдеева Н. Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - М. : АСТ, 1998
2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М. : Просвещение, 2006
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры - М. : Детство-Пресс, 2010 - 128 с
4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром – М., 1998
5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009