Оля Сылкина
Техника активного слушания
▼ Скачать +Заказ
В данной презентации представлены основные приемы и правила активного слушания для правильного общения взрослого и ребенка.
Открытые вопросы:
Задавайте ребенку открытые вопросы. Они позволяют получить от него максимально возможное количество информации, так как подразумевают развернутый ответ, а также показать заинтересованность в разговоре:
«Как ты относишься к…»
«Что ты сделал бы, если…»
Уточнение:
Публикация «Техника активного слушания» размещена в разделах
Просите ребенка уточнить отдельные моменты его высказываний, если сомневаетесь, что правильно их поняли, чтобы получить подробную информацию по отдельным вопросам, выразить заинтересованность) :
«Это очень интересно, уточни пожалуйста…»
«Если я правильно тебя поняла, ты считаешь, что…»
«Если не секрет, почему ты так думаешь?»
«Будь, пожалуйста, со мной откровенным!»
«Тебя что-то беспокоит?»
Перефразирование:
Можно использовать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли ребенка, для получения развернутой информации по отдельным вопросам, показать заинтересованность, внимание, уважение к его словам. Для этого кратко передайте смысл сказанного ребенком своими словами, но не слово в слово, чтобы он продолжил объяснение:
«То есть, другими словами…»
«Итак, ты считаешь важным…»
«То есть, ты имешь ввиду… Все правильно?»
Логическое следствие:
Выведение логического следствия из высказываний ребенка, дальнейшее развитие высказанного им смысла (при повторении важно говорить с положительным эмоциональным настроем) :
«Если исходить из того, что ты сказал, для тебя это важно …»
Сопереживание (эмпатия) :
Это присоединение к ребенку на его эмоциональном (эмпатийном) уровне для создания с ним доверительных отношений посредством максимально точного отражения его чувств, эмоций и переживаний, проявление сочувствия, признание значимости ребенка и выражение уважения к его мнению. Признайте значимость важность для вас его чувств, выразите признательность за его усилия и действия, задавайте вопросы, которые усиливают или гасят эмоцию:
«В твоих словах я почувствовала сомнение (тревогу, недоверие, беспокойство)»
«Мне показалось (мне кажется, что ты чем-то взволнован»
«Я вижу, что тебя что-то беспокоит»
Отзеркаливание:
Позволяет продемонстрировать внимание и уважение к словам ребенка, обратить его внимание на то, что было важно для вас, дать возможность услышать себя со стороны и помочь увидеть другие аспекты разговора. Повторите самые значимые для вас слова ребенка или повторите несколько его последних слов (обязательно говорите на языке ребенка) :
«Ты только что сказал, что…»
«Давай вернемся к твоим словам…»
Эхо (цитирование) :
Дословное повторение основных мыслей, которые высказал ребенок. Этот прием вынуждает ребенка четко формулировать свои мысли, помогает уточнить суть проблемы и создает ощущение повышенного внимания со стороны собеседника.
Суммирование:
Поможет акцентировать внимание на основных моментах и подвести разговор к логическому завершению. Для этого необходимо кратко перечислить важные факты, которые были озвучены в ходе разговора, структурировать информацию.
«Итак, мы с тобой определились – один, два, три…»
Подведение итогов (резюмирование) :
Повторение всех важных идей в сжатом, обобщенном виде. Покажите ребенку, что вместе вы достигли прогресса в разговоре. Подведите итоги и сделайте выводы. При этом вы можете использовать следующие вводные формы:
«Таким образом, мы выяснили…»
«Обобщая то, что ты сказал, можно прийти к выводу…»
Правила активного слушания :
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит ребенок.
2. Никаких личных оценок к сказанному.
3. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
4. Делать паузу. Давать время ребенку подумать.
5. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых ребенком чувств. Если это не так, он поправит вас.
6. Зрительный контакт: глаза находятся на одном уровне с ребенком.
7. Если вы понимаете, что ребенок не настроен на разговоры
и откровенность,
то оставьте его в покое.
Пример ситуации и правильного использования техники активного слушания :
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её 5 летняя дочь и 10-ти летний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь и перед ней стоит плачущая дочь уткнувшись в косяк, сзади стоит растерянный сын.
Дочь: У- у-у….
Мама: Миша тебя обидел (пауза)
Дочь: Он меня урони-и-л…
Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась….(пауза)
Дочь: Нет, он меня не поймал…
Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (пауза)
(Миша стоит сзади и с виноватым видом кивает)
Дочь: Да, я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени)
Мама: Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть?
Дочь: Нет, он там свои пластинки слушает, а мне не интересно…
Миша: Ладно, пойдем, я тебе твои пластинки поставлю!