Кристина Бондарь
Техническая учеба «Стимулирование как метод повышения учебной мотивации школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития школьников различен.
Цель нашей работы сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.
Публикация «Техническая учеба „Стимулирование как метод повышения учебной мотивации школьников“» размещена в разделах
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!».
Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» педагогом в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера занятия, обеспечение гуманных отношений между педагогом и ребенком независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся можно использовать:
•дидактические игры и упражнения на занятиях;
•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
•творческие работы; проведение предметных олимпиад;
•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).
Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Одной из самых распространенных и удачных, на мой взгляд, является использование ИКТ мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать занятия более эффективными, а также позволяет активизировать внимание школьников, способствует вовлечению их в учебный процесс, повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.
Мотивирование деятельности школьников на занятии можно осуществлять различными методами : эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.
И всё-таки, с чего же лучше начинать?
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Следует помнить пять уровней учебной мотивации :
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)
Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Создание на занятии ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» В. А. Сухомлинский.
Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Школьники чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
«Фантазёр»
На доске записана тема занятия. (Литр, Рубль, Метр)
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно…
«Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Пейзаж». Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Что, если?»
Приём «Что, если?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если?» Данные вопросы позволяют детям по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления несовершеннолетних. (Что, если бы Колобок остался у бабушки и дедушки в сказке «Колобок»).
«Три М».
Детям предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.
«Благодарю…».
В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«А напоследок я скажу».
Несовершеннолетним предлагается последовательно ответить на три вопроса:
1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая педагога)
2. Что не оправдалось и почему?
3. Мои и наши перспективы?
«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Светофор».
Оцените свою деятельность на занятии с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до занятия).
«Пожелание».
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…
Мотивационная сфера :
• фантастическая добавка;
• удивляй;
• отсроченная загадка (или задание);
• прогнозирование;
• «да - нетка»;
Приём «Фантастическая добавка». Ребенку предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём «Удивляй». Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете, она меньше, какой птицы?
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце занятия, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем занятии мы познакомимся с живым Киви.
При знакомстве с текстом или рассказом использую приём «Прогнозирование». Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь.
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на занятии можно использовать «Да-нетку». Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. «Кто это?» Ребенок пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы педагог может отвечать только словами «да» и «нет».
Использую формы организации нестандартного начала занятия:
o Эмоциональное вхождение в занятие «Поделись улыбкою своей».
o Мешок настроений.
o Мимические упражнения
o Рифмованное начало занятия.
o Психологическая установка на занятие.
o Интегрированная разминка.
o Сказка.
Аутотренинг:
• А сейчас я начну учиться.
• Я радуюсь этому.
• Внимание моё растёт.
• Я как разведчик всё замечу.
• Память моя крепка.
• Голова мыслит ясно.
• Я хочу учиться.
• Я готов (ва) к работе.
• Работаю!
Или «Я умею думать, я умею слушать….
Интегрированная разминка:
1. Какая гласная стоит всегда под ударением?
2. Преврати мел - в мелкое место, получится слово?___
3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
4. Найди лишнее слово в каждой строке пара, парный, паровой; носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.
В завершении занятия бывает важным показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться - хорошая отметка на занятии.
Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.
В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?