Юлия Амелина
Перспективный план работы кружка «Балаганчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
заведующий МАДОУ № 14
«Солнышко» г. Старая Русса
___ А. Ю. Голубева
Перспективный план работы кружка «Балаганчик»
Руководитель: воспитатель
Амелина Ю. А.
МАДОУ № 14 «Солнышко» г. Старая Русса
2019 гг.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) и является
дополнительным видом образования в форме кружковой работы,
рассчитанной на 2 года обучения.
Публикация «Перспективный план работы кружка „Балаганчик“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере
решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр,
объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем
волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает
мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства
заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время
театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет
реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании
дошкольников.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный,
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм
поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального
образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что
дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста,
мимики, пластики.
Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно
решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды,
направленные на создание такого образа - пластического, музыкального,
речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности
ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и
воображение.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста:
от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у
детей группы и к языковой выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких
условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не
стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь
могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В
процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется
звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют
формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др., раскрепощают.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать
ребёнка.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театрального
искусства.
Задачи 1 года обучения:
Формировать и активизировать познавательный интерес детей;
Совершенствовать внимание, память;
Способствовать раскрепощению детей;
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
Воспитывать культуру поведения в театре.
Развивать музыкальный слух.
Задачи 2 года обучения:
Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка
обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний,
творческого соучастия.
Совершенствовать память, внимание, воображение, восприятие, мышление
детей.
Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать.
Ожидаемый результат 1 года обучения:
Дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
Дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
Самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя
актерские навыки.
Ожидаемые результат 2 года обучения:
Формирование у детей интереса к театральному искусству, потребности
обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний,
творческого соучастия.
Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание;
воображение; познавательные процессы фантазии).
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты
Формы работы : индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.
График проведения занятий: один раз в неделю.
Учебный план работы кружка :
Наименование
Количество часов
Театр «Балаганчик» В неделю В месяц В год
1 час 4 часа 36 часов
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театрального
искусства.
Тематический план кружковой работы
на 2016-2017 уч. г.
№ п/п Содержание Часы
1 Подбор детей, подбор репертуара 1
2 Театральные игры с детьми
1
3 Беседы о театре
1
4 Распределение ролей
4
5 Репетиции
26
6 Открытый показ
3
Тематический план кружковой работы
на 2017-2018 уч. г.
№
п/п Содержание
Часы
1 Знакомство со сказкой
6
2 Изучение ролей
8
3 Изготовление атрибутов к сказкам
18
4 Подготовка и показ спектаклей малышам
4
Содержание тем учебного курса
1 год обучения
Темы Количество занятий
всего
всего
сентябрь октябрь
ноябрь
декабрь
январь февраль март
апрель май
1. Знакомство с театром Петрушки
2. Знакомство с разными видами театров
3. Знакомство с разными видами театров
4. Распределение ролей сказки, разучивание
слов
5. Сказка «Три поросёнка»
6. Распределение ролей. Разучивание слов и
репетиции сцен
7. Показ спектакля малышам
8. Сказка «Заюшкина избушка
9. Игры с театральными куклами
10. Репетиция сказки
11. Самостоятельная театральная
деятельность, настольный и кукольный
театр
12. Сказка Красная шапочка (настольный
театр)
13. Мини спектакли «Весёлые животные»
14. Сказка «Снегурочка»
15. Сказка «Кот, Петух и лиса»
16. Подготовка и показ сказки «Кот, Петух и
лиса»
17. Сказка «Волшебный горшочек»
18. Показ сказки «Волшебный горшочек»
19. Сказка «Маша и медведь»
20. Сказка «Маша и медведь»
2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
Итого: 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Содержание тем учебного курса 2 год обучения
План работы кружка «Балаганчик»
1 год обучения
Сентябрь
1-2 неделя
Тема: «Знакомство с театром Балаганчик»
Цель: познакомить детей с театром Петрушки, создать у детей радостное
настроение, воспитывать интерес к театру Петрушки, учить сопереживать
героям сказки.
3-4 неделя
Тема: «Знакомство с разными видами театров»
Цель: познакомить детей с видами театров: пальчиковый, теневой, театр на
фланелеграфе и т. д., учить пользоваться атрибутами к театру, воспитывать
дружелюбное отношение друг к другу
Октябрь
1-2 неделя
Тема: «И я тоже. Игра. Поварята»
Цель: Знакомство со сценарием сказки «Красная Шапочка, трое волчат и
золотое правило».
Способствовать развитию интереса к сценическому искусству.
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, быстроты реакции,
памяти.
Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.
Формировать интерес к выбранному репертуару.
3-4 неделя
Тема: «Распределение ролей сказки, разучивание слов»
Цель: Способствовать развитию интереса к актерскому мастерству;
формировать память; активизировать коммуникативные навыки.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Сказка «Три поросенка»
Цель: познакомить детей со сказкой, создать радостное настроение, учить
сопереживать героям
2-3 неделя
Тема: «Распределение ролей. Разучивание слов и репетиции сцен»
Цель: учить детей подражать животным, развивать речь детей,
выразительную мимику, воспитывать умение сопереживать слабым и
обиженным
4 неделя
Тема: «Показ спектакля малышам»
Цель: создать радостное настроение малышам, развивать речь детей,
воспитывать гордость за проделанную работу
Декабрь
1 неделя
Тема: «Сказка «Заюшкина избушка»
Цель: познакомить детей с героями сказки, учить внимательно слушать,
развивать память, усидчивость, учить сопереживать главному герою
2-3 неделя
Тема: «Игры с театральными куклами»
Цель: учить детей «водить» куклы, правильно одевая их на руку,
распределить роли героев, вызвать интерес к куклам развивать ре5чь детей,
имитация голоса, повторение слов героев
4 неделя
Тема: «Репетиция сказки»
Цель: учить детей эмоционально передавать чувство героев, правильно
держать кукол.
Январь
1-2 неделя
Тема: «Самостоятельная театральная деятельность, настольный и кукольный
театр»
Цель: Способствовать развитию творческих способностей и
коммуникативных навыков, воспитывать культуру поведения в театре.
Развивать музыкальный слух, способствовать раскрепощению детей.
3-4 неделя
Тема: «Сказка Красная шапочка (настольный театр)»
Цель: познакомить со сказкой, учить распределять игрушки на столе,
развивать эмоции детей, воображение и фантазию, формировать умение и
желание детей самостоятельно выбирать себе роль.
Февраль
1-2 неделя
Тема: «Мини спектакли Веселые животные»
Цель: развивать речь детей, продолжать двигать куклы по театральному
пространству-столу, ковру, ширме, воспитывать доброжелательное
отношение друг другу
3-4 неделя
Тема: Сказка «Снегурочка»
Цель: познакомить детей со сказкой, формировать интерес к данной сказке;
способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях,
распределение ролей, репетиция эпизода сказки
Март
1-2 неделя
Тема: Сказка «Снегурочка»
Цель: Репетиция сцен, заучивание ролей, показ малышам
3-4 неделя
Тема: Сказка «Кот, Петух и лиса»
Цель: познакомить детей со сказкой, рассмотреть атрибуты, распределить
роли, учить сопереживать героям сказки.
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Подготовка и показ сказки «Кот, Петух и лиса»
Цель: создать детям радостное настроение, желание участвовать в
театрализации сказки, воспитывать доброе отношение друг другу, умение
играть дружно.
3-4 неделя
Тема: «Сказка «Волшебный горшочек»
Цель: познакомить детей со сказкой, продолжать развивать речь,
способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей;
умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами.
Май
1 неделя
Тема: «Показ сказки «Волшебный горшочек»
Цель: Вызывать положительные эмоции от игры в театре, формировать
желание дарить радость окружающим своей игрой.
2-3 неделя
Тема: «Сказка «Маша и медведь»
Цель: Знакомство со сценарием и персонажами сказки, распределение ролей,
Общая репетиция со всеми героями
4 неделя
Тема: «Показ сказки малышам»
Цель: создать детям радостное настроение, желание участвовать в
театрализации сказки
План работы кружка " Театр Петрушки"
2 год обучения
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови своё
имя ласково». Пантомимические задания»
Цель: продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой
деятельности.
2 неделя
Тема: «Представьте себе…»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать
элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно
проговаривать фразы; развивать воображение.
3 неделя
Тема: «Встреча со знакомыми сказками.»
Цель: способствовать снятию психологического напряжения и мышечному
расслаблению.
4 неделя
Тема: «Настольный театр «Два жадных медвежонка»»
Цель: учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы,
распределить роли по желанию детей.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Культура и техника речи. Скороговорки»
Цель: формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей
быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
2 неделя
Тема: «Театральная игра «Сам себе режиссер»
Цель: создать условия для импровизации мини-спектакля
3 неделя
Тема: «Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка» (настольный театр)»
Цель: воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим
детям
4 неделя
Тема: «Этюд «Живая картинка»
Цель: развивать воображение, пластику, мимику.
Ноябрь
1-2 неделя
Тема: «Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Цель: развивать творчество, учить импровизировать, распределение ролей,
воспитывать дружбу и взаимовыручку.
3 неделя
Тема: «Весёлые сочинялки»
Цель: побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых
являются дети, развивать связную речь детей (диалогическую).
4 неделя
Тема: «Литературная страничка произведений С. Я. Маршака
(Игры загадки)»
Цель: расширять знания детей о произведениях С. Я. Маршака.
Развивать воображение, мимику, жест пластику.
Декабрь
1-2 неделя
Тема: «Сказка «Двенадцать месяцев»
Цель: познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации
передавать характер персонажей, их отношение к людям. Работа над
мимикой, жестами. Учить детей импровизировать
3-4 неделя
Тема: «Подготовка и показ спектакля «Двенадцать месяцев»
Цель: продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать
проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения. Помочь
детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата
творческой работы.
Январь
1-2 неделя
Тема: «Сказка «Три поросёнка» (пальчиковый театр).
Цель: познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации
передавать характер персонажей, их отношение к людям. Работа над
мимикой, жестами. Учить детей импровизировать.
3-4 неделя
Тема: «Изготовление атрибутов к сказке и показ»
Цель: упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового
театра. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой
деятельности.
Февраль
1-2 неделя
Тема: «Техника речи. Отработка диалогов : «Свет мой зеркальце скажи»
Цель: развивать умение строить диалог. Расширять образный строй речи.
Следить за выразительностью образа. Развивать способности детей понимать
эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
3-4 неделя
Тема: «Сказка «Красная Шапочка» (театр пантомимы)
Цель: вспомнить с детьми сказку; распределить роли; продолжать работать
над мимикой, жестами.
Март
1-2неделя
Тема: «Театральная игротека. «Весёлые стихи» (с использованием театра
«живой руки»)»
Цель: игры на расширение диапазона. Упражнять во владении куклой.
3-4 неделя
Тема: «На болоте две подружки, две зеленные лягушки». «Викторина «Мы
любим сказки»
Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над
интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все
пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать
необходимый запас эмоций. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Сказка «Зимовье зверей»
Цель: познакомить детей со сказкой, распределить роли по желанию детей,
развивать внимание, память
3-4 неделя
Тема: «Сказка «Зимовье зверей»
Цель: продолжать отрабатывать знание роли, продолжать работу над
интонационной выразительностью, развивать артикуляционный аппарат
Май
1-2 неделя
Тема: «Сказка «Гуси лебеди»
Цель: познакомить детей со сказкой, поработать над текстом, голосом.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3-4 неделя
Тема: «Сказка «Гуси лебеди»
Цель: отработать знание ролей, отрепетировать, доставить удовольствие
малышам.
Требования к уровню подготовки воспитанников по
данной программе
К концу 1 года дети должны:
Уметь:
• Следить за развитием театрального действия, и эмоционально на него
отзываться
• Разыгрывать сказки
• Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев
• Действовать куклами, двигать ими в соответствии с ролью
• Сопровождать движение кукол словами героев
• Играть дружно
Знать:
• Сказки в соответствии со своим возрастом и программой кружка
Требования к уровню подготовки воспитанников по
данной программе
К концу 2 года дети должны:
Уметь:
• Следить за развитием театрального действия, и эмоционально на него
отзываться
• Импровизировать, самим сочинять и разыгрывать мини-спектакли
• Имитировать движения, мимику, интонацию и характер изображаемых
героев
• Действовать куклами в соответствии с ролью и содержанием сказки
• Подготавливать атрибуты и место действия спектакля
• Играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других
участников театрализации
Знать:
• Сказки в соответствии со своим возрастом и программой кружка
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Настольные театры игрушек
2. Театр Петрушки
3. Пальчиковый театр
4. Фланелеграф и атрибуты к данному театру
5. Атрибуты для занятий, для спектаклей
6. Детские костюмы и шапочки
7. Ширмы для кукольного театра
8. Декорации к спектаклям
9. Методическая и художественная литература
10. СD диски с записями различной музыки для спектаклей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Фольклор – музыка – театр» ред. С. И. Мерзляковой, М., ГИЦ «Владос»
1999 г.
2. «Непрерывное образование: перспективы, поиск, опыт» д/с №34 «Радость»,
Ставрополь 1997 г.
3. «Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт» СГПУ. Ставрополь
1995 г.
4. «Синтез искусств» О. А. Куревина, Линка – пресс, Москва 2003 г.
5. «Психогимнастика» М. И. Чистякова, М., Просвещение, Владос 1995 г.
6. «Дошкольное воспитание» №8 1996 г.
7. «Потешки и забавы» М., «Советский композитор» 1988 г.
8. «Музыкальный букварь» Ветлугиной, М., Просвещение, 1983г.
9. «Музыкальный руководитель» № 3 2006 г.
10. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва
11. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щёткин
12. «Психогимнастика» М. Чистякова
13. «Театр возможного» А. Буренина