Пухова Ольга
Рабочая программа театральной студии «Гном»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №19 города Ишима
Согласованно: Утверждаю:
Старший воспитатель Директор МАДОУ ЦРР д/с№19
___ М. А. Игнатенко ___ Т. В. Турунцева
Театральная студия «Гном»
Рабочая программа
На 2012-2013учебный год
Разработчик : Пухова Ольга Ивановна,
воспитатель первой кв. категории
Ишим 2012год
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа театральной студии „Гном“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
«Театр – не горькое лекарство»
И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать?
Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии связанные с:
-снятием по возможности, всех стрессообразующих факторов;
-созданием положительного эмоционального настроя;
-развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, диалоговой речи, монологовой речи;
-развитием коммуникативных качеств личности;
-воспитанием воли;
-решением конфликтных ситуаций через игру.
Цель: развитие у детей речи, коммуникативных и познавательных качеств.
Задачи:
-Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
-Способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре.
-Развивать у детей навыки имитации, фантазию, воображение.
-Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
Длительность занятий составляет:
-в первой младшей группе 8 минут;
-во второй младшей группе 10 минут;
- в средней группе 15 минут;
- в старшей группе 25 минут;
- в подготовительной группе 30 минут.
Цель: развитие у детей речи и мелкой моторики пальцев и кисти рук.
Тематический план для детей 1младшей группы
№
п/п Тема Кол-во
занятий
1. Пальчиковые игры: «Ладошки» 2
2. «Зайкины ушки» 2
3. «Пальчик побежал» 2
4. «Пальчики пошли гулять» 2
5. «Пальчики у нас попляшут» 2
6. «Зверята в гостях» 2
7. «Елочка» 2
8. «Шалун» 2
9. «Кошка» 2
10. «Веселый массаж» 2
11. «Засолка капусты» 2
12. «Наша птичка» 2
13. «Накормим птенчика» 2
14. «Лесная история» 2
15. «Светит солнышко» 2
15. «Солнечные зайчики» 2
16. «Клей» 1
17. «Волна» 1
18. «Петушок» 2
19. «Гусь» 1
20. «Очки» 2
21. «Дерево» 2
22. «Замок» 2
23. «Компот» 2
24. «В лес пошли мы погулять» 2
25. «Лошадки» 2
26. Пальчиковый театр по сказке «Репка» 3
27. Пальчиковый театр по сказке «Колобок» 3
28. Пальчиковый театр по сказке «Теремок» 3
29. Настольный театр по сказке «Курочка ряба» 3
30. Инсценировки по произведению А. Л. Барто «Игрушки»
(«Бычок», «Грузовик») 2
31. Инсценировка по сказке «Цыпленок и утенок» 3
32. Театральные этюды «Пекла для Варюшки» 2
33. «Тили – тили – тили – бом» 2
34. «Киска брысь» 2
Итого: 72
Содержание программы
1. Пальчиковые игры: «Ладошки».
Развитие памяти, речи, активизация движений пальцев рук.
2. «Зайкины ушки».
Развитие мелкой моторики рук, речи, воображения.
3. «Пальчик побежал».
Побуждать ребенка удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец.
4. «Пальчики пошли гулять».
Развитие моторики рук, памяти.
5. «Пальчики у нас попляшут».
Развитие мелкой моторики рук, речи.
6. «Зверята в гостях».
Развитие движений кисти и пальцев.
7. «Елочка».
Развитие мелкой моторики рук, речевой активности.
8.«Шалун».
Развитие пальцев и кистей рук.
9. «Кошка».
Развитие моторики рук, внимания.
10. «Веселый массаж».
Развитие памяти, профилактика заболеваний внутренних органов.
11. «Засолка капусты».
Активизация движений пальцев и кисти рук.
12. «Наша птичка».
Развитие моторики рук, памяти.
13.«Накормим птенчика».
Развитие внимания, памяти и мелкой моторики пальцев рук.
14.«Лесная история».
Развитие умения выполнять движения рук в соответствии с текстом игры.
15. «Светит солнышко».
Развитие моторики пальцев рук, внимание.
16. «Солнечные зайчики».
Развитие умений имитировать движения солнечных зайчиков пальцами и кистями рук.
17. «Клей».
Развитие речи, моторики пальцев рук.
18.»Волна».
Развитие умений имитировать движения волны.
19. «Петушок».
Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания.
20.«Гусь».
Развитие внимания, моторики пальцев рук.
21.«Очки».
Развитие мелкой моторики рук.
22.«Дерево».
Развитие памяти, моторики пальцев и кистей рук.
23.«Замок».
Развитие умения быстро соединять пальцы рук, внимания.
24.«Компот».
Развитие речи, мелкой моторики рук.
25.«В лес пошли мы погулять».
Развитие моторики кистей рук, памяти, речи.
26.«Лошадки».
Развитие моторики пальцев рук.
27. Пальчиковый театр по сказке «Репка».
Развитие интонационной речи, памяти.
28. Пальчиковый театр по сказке «Колобок».
Развитие интереса к игре, речи, памяти.
29. Пальчиковый театр по сказке «Теремок».
Развитие умения передавать характер сказочного персонажа интонацией голоса.
30. Настольный театр по сказке «Курочка ряба».
Развитие интонационной речи, памяти.
31. Инсценировки по произведению А. Л. Барто «Игрушки»
(«Бычок», «Грузовик»).
Развитие мимики, умение имитировать движения в соответствии с текстом произведения.
32. Инсценировка по сказке «Цыпленок и утенок».
Развитие имитации движений в соответствии с текстом сказки.
33. Театральные этюды «Пекла для Варюшки».
Развитие эмоций и впечатлений, выразительности речи.
34. «Тили – тили – тили – бом».
Развитие умения имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения, выразительности речи.
35.«Киска брысь».
Развитие выразительности речи, мимики. Цель: развитие у детей интереса к театрализованной игре, умения строить диалог, воображения.
Тематический план для детей 2 младшей группы
№
п/п тема Кол-во
занятий
1. Пальчиковые игры: «Название пальцев» 3
2. «Этот пальчик хочет спать» 2
3. «Солим щи» 2
4. «Бумажный мячик» 1
5. «Лодочка» 1
6. «Массаж» 2
7. «Раз, два, три, четыре, пять» 2
8. «Дружба» 2
9. «Засолка капусты» 1
10. «Лошадки» 1
11. «В домике» 2
12. «Елочка» 2
13. «Вороны» 2
14. «Семья» 2
15. «Пляшут пальчики у нас» 2
16. «Сидит белка на тележке» 2
17. «Веселый гном» 2
18. «Капель» 2
19. «Улыбка» 2
20. «Насекомые» 3
21. «Птичий двор» 2
22. «Солнечные зайчики» 1
23. «Лесная история» 1
24. «Встреча» 2
25. «Лесные жители» 2
26. «Транспорт» 2
27. «Крючочки» 1
28. «Варежка» 1
29. Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» 2
30. Коробочный театр по сказке «Колобок» 2
31. Варежечный театр по сказке «Репка» 2
32. Кукольный театр по сказке «Снегурочка» 3
33. Настольный театр по сказке «Маша и медведь» 2
34. Инсценировка сказки «Теремок» 3
35. Инсценировка стихов «Овощи» 8
Итого: 72
Содержание программы
1. Пальчиковые игры: «Название пальцев».
Развитие умения называть пальцы, эмоций и памяти.
2.«Этот пальчик хочет спать».
Развитие речи, памяти, активизация движений пальцев рук.
3.«Солим щи».
Развитие мелкой моторики рук.
4.«Бумажный мячик».
Развитие восприятия, мелкой моторики рук.
5.«Лодочка».
Развитие умение выполнять движения рук в соответствии с текстом.
6.«Массаж».
Развитие мелкой моторики рук. Профилактика заболеваний внутренних органов.
7.«Раз, два, три, четыре, пять».
Развитие моторики рук, памяти.
8.«Дружба».
Развитие умения одновременно касаться пальцев обеих рук.
9.«Засолка капусты».
Развитие мелкой моторики рук, памяти, речи.
10.«Лошадки».
Развитие моторики пальцев рук, речи.
11.«В домике».
Развитие внимания, памяти, моторики рук.
12.«Елочка».
Развитие мелкой моторики пальцев рук, речи.
13.«Вороны».
Развитие внимания, диалоговой речи.
14.«Семья».
Развитие умения разгибать пальцы по очереди, внимания, памяти.
15.«Пляшут пальчики у нас».
Развитие интереса к игре, памяти, речи.
16.«Сидит белка на тележке».
Формировать умение называть пальцы рук.
17.«Веселый гном».
Развитие воображения, моторики пальцев и кистей рук.
18.«Капель».
Развитие мелкой моторики рук, речи.
19.«Улыбка».
Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, мимики.
20.«Насекомые».
Развитие моторики рук, памяти.
21.«Птичий двор».
Закрепить умение касаться большим пальцем всех остальных пальцев по очереди.
22.«Солнечные зайчики».
Развитие умения выполнять движения по тексту.
23.«Лесная история».
Развитие восприятия, внимания, речи.
24.«Встреча».
Развитие умения сцеплять и расцеплять пальцы рук, имитируя рукопожатие.
25.«Лесные жители».
Развитие умения разгибать по очереди пальцы рук.
26.«Транспорт».
Развитие умения разгибать и загибать пальцы на обеих руках.
27.«Крючочки».
Развитие умения сцеплять и расцеплять пальцы рук.
28.«Варежка».
Развитие чувство юмора, памяти, выразительности речи.
29. Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка».
Развитие интонационной речи, чувства сопережтвания.
30. Коробочный театр по сказке «Колобок».
Развитие умения у детей выделять интонацией характер сказочных персонажей.
31. Варежечный театр по сказке «Репка».
Развитие чувства взаимопомощи в процессе театрализованной игры, диалоговой речи.
32. Кукольный театр по сказке «Снегурочка».
Развитие интонационной речи, памяти.
33. Настольный театр по сказке «Маша и медведь».
Развитие умения интонаций передать образ персонажа, диалоговой речи.
34. Инсценировка сказки «Теремок».
Формировать представление у детей о дружбе, товариществе. Развитие диалога в процессе игры.
35. Инсценировка стихов «Овощи».
Развитие выразительности речи, памяти.
Цель: формирование у детей интереса к театральному искусству.
Тематический план для детей средней группы
№
п/п тема Кол-во
занятий
1. Театральные этюды :
«Бегал заяц по болоту»
1
2. «Я рыжая лисица»
2
3. «Пляшут лапки»
1
4. «Прогулка в лес» 1
5. «Ох, ох, что за гром?» 1
6. «Самолёт загудел» 1
7. «Раз, два, три, четыре, пять» 1
8. «Девица, девица» 1
9. «Тит, а Тит» 1
10. «Лисичка – сестричка» 2
11. «Цок – цок» 1
12. Театрализованные игры :
«Колобок»
(кукольный театр) 1
13. «Три медведя»
(кукольный театр) 2
14. «Как собака друга искала»
(пальчиковый театр) 4
15. «Смоляной бычок»
(настольный коробочный театр)
3
16. «Коза – дереза»
(ложечный театр) 3
17. «Два жадных медвежонка»
(кукольный театр) 3
18. «Маша и медведь»
(варежечный театр)
2
19. «Кот, петух и лиса»
(настольный деревянный) 2
20. «Волк и семеро козлят»
(пальчиковый)
3
21. «Как снеговики солнце искали»
(на фланелеграфе) 3
22. «Овощи»
(пальчиковый театр) 8
23. Драматизация сказок:
«Под грибком» 5
24. «Пых»
3
25. «Лиса и журавль»
3
26. «Теремок»
3
27. «Репка» 1
28. «Колобок»
1
29. «Теремок»
(авторская валеологическая сказка) 5
30. «Полезный суп»
(авторская валеологическая сказка) 4
Итого:
72
Содержание программы
Театральные этюды :
1.«Бегал заяц по болоту».
Формировать у детей запас эмоций и впечатлений.
2.«Я рыжая лисица».
Развитие выразительности речи, диалоговой речи.
3.«Пляшут лапки».
Развитие интереса к игре, памяти.
4.«Прогулка в лес».
Развитие диалоговой речи, эмоций.
5.«Ох, ох, что за гром?»
Формирование доброжелательных отношений у детей со сверстниками.
6.«Самолёт загудел».
Развитие выразительности речи, активизация словаря.
7.«Раз, два, три, четыре, пять».
Развитие внимания, памяти, речи.
8.«Девица, девица».
Развитие у детей диалоговой, выразительной речи.
9.«Тит, а Тит».
Развитие у детей интереса к речевому игровому общению со сверстниками.
10.«Лисичка – сестричка».
Развитие у детей интонационной речи, памяти.
11.«Цок – цок».
Развитие у детей положительных эмоций, речи.
Театрализованные игры :
1.«Колобок», (кукольный театр).
Развитие у детей умения воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре.
2.«Три медведя», (кукольный театр)
Формировать интерес к театральному искусству.
3.«Три медведя», (кукольный театр).
Развивать умение у детей подбирать соответствующую интонацию характеризующую сказочного персонажа.
4.«Как собака друга искала», (пальчиковый театр).
Развитие диалоговой, интонационной речи.
5.«Смоляной бычок», (настольный коробочный театр).
Развитие партнерских отношений в игре, памяти.
6.«Коза – дереза», (ложечный театр).
Развитие умения воспроизводить текст знакомой сказки в игре.
7.«Два жадных медвежонка», (кукольный театр).
Развитие выразительности речи, диалоговой речи.
8.«Маша и медведь», (варежечный театр).
Формировать у детей желание участвовать в игре.
9.«Кот, петух и лиса», (настольный деревянный).
Развитие положительно-эмоционального настроя, памяти.
10.«Волк и семеро козлят», (пальчиковый).
Развитие мелкой моторики рук, интонационной речи.
11.«Как снеговики солнце искали», (на фланелеграфе).
Развитие диалоговой речи, внимания, памяти.
12.«Овощи», (пальчиковый театр).
Развитие моторики рук, выразительности речи.
Драматизация сказок:
1.«Под грибком».
Развивать у детей умение произносить текст с различной силой голоса и интонацией.
2.«Пых».
Развитие выразительности речи, памяти.
3.«Лиса и журавль».
Развитие умения выполнять действия в соответствии с текстом сказки.
4.«Теремок».
Развитие у детей умения произносить текст с различной силой голоса и интонацией.
5.«Репка».
Развитие у детей умения сочетать движения и речь.
6.«Колобок».
Формировать у детей активную позицию, желание брать на себя роль.
7.«Теремок», (авторская валеологическая сказка).
Формировать представление о витаминном полезном блюде. Развитие интонационной речи.
8.«Полезный суп», (авторская валеологическая сказка).
Развивать у детей умение движением, интонацией передать образ персонажа.
Цель: Развитие творческой инициативы через театральную деятельность.
Тематический план старшей группы
№
п/п тема Кол-во
занятий
1. Мини – сценки:
«Весёлые превращения» 2
2. «Киска» 2
3. «Лиса» 2
4. «Зайка» 2
5. «Мишка – косолапый» 2
6. «Моя Вообразилия» 5
7. Игра на пальцах «Сороконожки» 1
8. Игры пантомимы:
«Шепот и шорох» 2
9. «Сугроб» 1
10. «Медвежата» 1
11. «Сенокос» 1
12. «Как варили суп» 4
13. Театрализованные игры :
«Зимовье зверей»
(теневой) 2
14. «Девочка – Снегурочка»
(на фланелеграфе) 2
15. «Три жадных медвежонка»
(кукольный) 2
16. «И бобовое зернышко»
(коробочный)
2
17. «Вот это фокус»
(варежечный) 3
18. «Дружная семья»
(пальчиковый)
3
19. «Гуси – лебеди»
(настольный конусный)
2
20. «Веселый старичок – лесовичок»
(настольный) 3
Драматизация валеологических сказок:
«Теремок» 6
22. «Колобок – ледяной бок»
6
23. «Муха – Цокотуха» 6
Сочинение сказок:
«Гроза»
1
25. «Собака потерялась» 1
26. «Помощница пчелка»
2
27. «Доктор подорожник» 2
28. «Чудо – яблоня»
2
29. «Путешествие капельки» 2
Итого: 7
Содержание программы
Мини – сценки:
1.«Весёлые превращения».
Развитие выразительной речи, воображения.
2.«Киска».
Развитие диалоговой речи, памяти.
3.«Лиса».
Развитие интонационной речи, внимания.
4.«Зайка».
Развитие партнерских отношений в игре.
5.«Мишка – косолапый».
Развитие выразительности речи, интонационной речи.
6.«Моя Вообразилия».
Развитие внимания, памяти, диалоговой речи.
1. Игра на пальцах
«Сороконожки».
Развитие мелкой моторики рук.
Игры пантомимы:
1.«Шепот и шорох».
Развитие пантономических навыков, творческое воображение.
2.«Сугроб».
Развитие творческих способностей.
3.«Медвежата».
Развитие чувства коллективизма, пантономических навыков.
4.«Сенокос».
Развитие творческого воображения.
5.«Как варили суп».
Развитие творческих способностей.
Театрализованные игры :
1.«Зимовье зверей», (теневой).
Развитие умения выразительно передавать характер сказочных персонажей.
2.«Девочка – Снегурочка», (на фланелеграфе).
Развивать у детей желание брать роль на себя.
3.«Три жадных медвежонка», (кукольный).
Развитие у детей эмоционального состояния.
4.«И бобовое зернышко», (коробочный).
Развитие у детей умения бесконфликтного общения.
5.«Вот это фокус», (варежечный).
Развитие интонационной, выразительной речи.
6.«Дружная семья», (пальчиковый).
Развитие диалоговой речи, внимания.
7.«Гуси – лебеди», (настольный конусный).
Развитие умения у детей передавать интонационно образы сказочных персонажей.
8.«Веселый старичок – лесовичок», (настольный).
Развитие чувства юмора, диалоговой речи.
Драматизация валеологических сказок:
1.«Теремок».
Развитие самостоятельности при выборе ролей, речи.
2.«Колобок – ледяной бок».
Формирование представлений о здоровом образе жизни. Развитие интонационной речи.
3.«Муха – Цокотуха».
Развитие у детей желания участвовать в драматизации, выразительности мимики и жестов.
Сочинение сказок:
1.«Гроза».
Развитие интереса к сочинительству, фантазии.
2.«Собака потерялась».
Развитие творческих способностей.
3.«Помощница пчелка».
Развитие связной речи, воображения.
4.«Доктор подорожник».
Формирование у детей интереса к сочинительству.
5.«Чудо – яблоня».
Развитие фантазии, воображения.
6.«Путешествие капельки».
Развитие творческих способностей, фантазии.
Цель: побуждение детей к активному общению и участию в театрализованных играх.
Тематический план с детьми подготовительной группы
№
п/п тема Кол-во
занятий
1. Мини – сценки:
«Приятная встреча»
2
2. «Лось» 1
3. «Киска»
1
4. «Кузнечик» 1
5. Игра на пальцах «Братцы» 1
6. Пантомима:
«Утренний туалет» 1
7. Этюды:
«Я медведя поймал»
1
8. «Собака, что лаешь?» 1
9. «Коровушка»
1
10. «Заяц белый» 1
11. «Ходит свинка» 1
12. Драматизация:
«Целебная травка»
7
13. «Гуси – лебеди»
4
14. «Мороз Иванович» 5
15. Театрализованные игры :
«Аленушка и лиса»
(на фланелеграфе) 2
16. «Заюшкина избушка»
(театр с живой рукой)
2
17. «У страха глаза велики»
(варежечный) 3
«Красная Шапочка»
(конусный)
3
«Серая Шейка»
(коробочный) 3
«Заяц – хваста»
(пальчиковый) 4
«Рукавичка»
(варежечный) 2
Сочинение сказок:
«Солнце и тучка»
2
«Подруженька березка» 2
«Петя один дома»
3
«Жила была Буренка» 3
«Ежик в лесу»
2
«Грязнуля и Чистюля» 3
«Путешествие микроба» 4
«Ромашка и ее друзья» 2
«Сказка о карамельке и девочке Саше»
2
«На морском дне»
2
Итого: 72
Содержание программы
Мини – сценки:
1.«Приятная встреча».
Формирование у детей умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
2.«Лось».
Развитие диалоговой речи.
3.«Киска».
Развитие интонационной речи.
4.«Кузнечик».
Развитие выразительности речи, положительных эмоций.
Игра на пальцах
1.«Братцы».
Развитие мелкой моторики рук.
Пантомима:
1.«Утренний туалет».
Развитие пантомимических навыков.
Этюды:
1.«Я медведя поймал».
Развитие связной речи, памяти.
2.«Собака, что лаешь?»
Развитие выразительности речи.
3.«Коровушка».
Развитие положительных эмоций, речи.
4.«Заяц белый».
Развитие интонационной речи, чувство юмора.
5.«Заяц белый».
Развитие памяти, внимания, речи.
6.«Ходит свинка».
Развитие диалоговой речи, памяти.
Драматизация:
1.«Целебная травка».
Формировать представления о лекарственных растениях, способствующих профилактике простудных заболеваний.
2.«Гуси – лебеди».
Формирование навыков бесконфликтного общения.
3.«Мороз Иванович».
Развитие интонационной речи, выразительности речи.
Театрализованные игры :
1.«Аленушка и лиса», (на фланелеграфе).
Развитие умения эмоционально и выразительно общаться.
2. «Заюшкина избушка», (театр с живой рукой).
Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
3.«У страха глаза велики», (варежечный).
Развитие уверенности в себе, творческой инициативы.
4.«Красная Шапочка», (конусный).
Развитие умения интонационно передавать характер сказочных персонажей.
5. «Серая Шейка», (коробочный).
Развитие умения у детей согласовывать свои действия с действиями партнеров.
6. «Заяц – хваста», (пальчиковый).
Развитие выразительности речи, диалоговой речи.
7. «Рукавичка», (варежечный).
Развитие умения самостоятельно выбирать роли, положительных эмоций.
Сочинение сказок:
1.«Солнце и тучка».
Формировать интерес к сочинительству.
2.«Подруженька березка».
Развитие творческих способностей, памяти.
3.«Петя один дома».
Развитие фантазии, воображения,речи.
4.«Жила была Буренка».
Развитие связной речи, внимания.
5.«Ежик в лесу».
Развитие желания к сочинительству, памяти.
6.«Грязнуля и Чистюля».
Развитие монологической речи, самостоятельности.
7.«Путешествие микроба».
Обобщение у детей знаний о культурно-гигиенических навыках, через сочинительство.
8.«Ромашка и ее друзья».
Развитие фантазии, словотворчества.
9.«Сказка о карамельке и девочке Саше».
Развитие связной речи, эмоций.
10.«На морском дне».
Развитие воображения, фантазии, речи.
Литература
1. Караменко, Н. Р. Кукольный театр дошкольникам Текст / Н. Р. Караменко- М. : Просвящение, 1982.
2. Перова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду Текст: разработки занятий с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова – М. : Школьная пресса, 2000.
3. Поляк, Л. Театр сказок Текст /Л. Поляк - Детство, 2001.
4. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр Текст : разработки занятий / Н. Ф. Сорокина – М. : 2001.
5. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду Текст: пособие для воспитателей детского сада /М. Д. Маханева – М. : 2004.
6. Медведева, И. Я., Шишова, Т. Л. Улыбка судьбы Текст /И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова – М. : 2007.
7. Широкова, Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении Текст /Г. А. Широкова – Ростов –на –Дону, «Феликс», 2009.- 50с.