Гордеева
Театральная деятельность как средство развития речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца…»
Валентин Берестов
Использование в коррекционной работе с детьми театральную деятельность, позволяют развить связную речь, сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развить творческие способности детей.
Публикация «Театральная деятельность как средство развития речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей с ОВЗ через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
развитие понимание обращенной речи;
развитие связной речи;
развитие сенсомоторной сферы;
развитие просодической стороны речи : дыхания, голоса, темпа речи,мелодико-интонационной окраски;
коррекция и развитие артикуляционной моторики;
развивать словесно-логическое мышление;
коррекция речевых и двигательных нарушений;
улучшение памяти;
развитие тактильных восприятий;
развитие творческих способностей детей.
У детей самый любимый вид деятельности – это игра. Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах.
Поэтому и развивать речь ребенку через игру. Самое эффективное для развития речи - активные игры, соединенные со словами из любимой стихотворения, сказки или потешки. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой вами развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Использование сказочного сюжета, персонажа или перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа, данного сюжета – это вызовет заинтересованность ребёнка, концентрацию его внимания и ненавязчивое осуществление желаемого результата.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Рассмотрим виды театральной деятельности по ФГОС :
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
Игры – драматизации.
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
Интеграция с социально-коммуникативной областью развития : экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.
Интеграция с художественно-эстетической областью развития : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
Интеграция с познавательной областью развития : знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек).
Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.
Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
С чего лучше начать? Прежде всего, необходимо знать, что речь развивается по трё м направлениям: звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь. Все эти направления тесно связаны друг с другом. Вашему вниманию предлагаются речевые игры с театрализацией, с сюжетной линией.
Нашим детям нравятся стишки, сказки, прибаутки и потешки. Научите, не навязчиво, запоминать ребенка маленький стишок, читать вместе с вами любимые и повторяемые сказки. Слушайте сказки и потешки на аудио записях. Не думайте, что малыш сразу начнет говорить с вами. Нет! Сначала будет повторение за вами нескольких слов, фраз, а потом уже ваш ребенок научится самостоятельно заканчивать, начатую вами, фразу из любимой сказки. При всем этом напев и четкость произносимых вами потешек, помогут малышу легче и быстрее освоить новые слова и понятия.
Игра «Повтори – договори»
Договаривание маленьких забавных потешек, целью которых является развитие чувства рифмы и уточнение правильного произношения, например:
Молока налить кому? Му - му -му,
Ой, холодная вода! Да - да - да,
За дудели во трубу: Бу - бу -бу,
Не пищи мышонок, спи, Пи- пи – пи и т. д.
«Играем со стихами»
Стишок можно не только рассказать, его можно и показать: К примеру, стишок «Идёт бычок качается» : на кисти руки нарисовать рожицу бычка.
- Исходное положение: ребёнок сидит на стуле, указательный и средний пальцы стоят на коленочке, остальные спрятаны в кулак. Движение начинается от живота.
Идёт бычок качается - С высоким подъёмом пальчики медленно шагают по коленке.
Вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается, - Движение пальцев ускоряется
Сейчас я упаду. (На каждый слог – «шаг пальцем») - на последнем слове пальчики оказываются на краю коленочки и падают с коленочки на пол.
Принцип этой игры прост: о чём говорю, то и показываю.
Игра «Расскажи сказку»
«Мы две сказочницы, а игрушки это наши слушатели. Сегодня мы им расскажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Я буду начинать, а ты продолжать». Для лучшего внедрения в роль, лучше накинуть на плечи платочки, завязать фартучки.
Взрослый: Жили-были…
Ребё нок: Дед да Баба.
Взрослый: И была у них.
Ребё нок: Курочка Ряба. … И т. д.
Затем можно предложить, чтоб ребёнок первый начинал, а вы продолжали рассказывать сказку.
Также можно театрализовать сказку куклами или самим исполнить роли, используя мимику, интонации и жесты персонажей.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.
Как играть в пальчиковый театр?
Игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.
В 2-3 года дети готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.
С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.
В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Следует сначала просто познакомить с куколками малыша, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем персонажи поочередно надеваются себе на пальчики и общение с ребенком происходит от их имени. Можно предложить ребенку надеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее перед ребенком разыгрывается сказка. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.
Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.
Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала следует научить ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.). Что позволяет развить у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
Курочка Ряба
(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)
Дед и баба жили — были,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте»
воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох — ох — ох, дожили, дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало —
Я вчера на рынке был,
И курочку там купил,
(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)
За нее пятак отдал,
(Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая „пятак“.)
Что на черный день лежал.
Цып—цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!»
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев
одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!»
(«Омлет» : сложите ладони, немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)
Дед, яичко-то не бьется,
Даже в руки не дается!«
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!»
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не дается!
(Разведите руки в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет.
(Покачайте головой из стороны в сторону.)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи.
Цыпленочка из яйца
(Выполните пальчиковое упражнение „Цыпленок“.)
Выведет нам курица»
Мимо пробегала мышь.
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Прочь пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось!
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Дед! Сюда!
Беда случилась!
Мышь по печке пробегала.
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка
(Пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать и вздыхать.
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее!
(Покажите «яичко», как описывалось выше.)
Не обычное оно-
Вот какое — золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите:
(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
Игра «Помоги дедушке Ване навести порядок в огороде" по сказке "Репка". В этой игре Вы пополняете речевой словарь, учите ребёнка обобщению (то есть учите объединять предметы в общие группы).
Ребё нку предлагается помочь дедушке собрать: овощи; фрукты; и т. д. Ребёнок собирает и называет предметы, относящиеся к данному обобщающему слову. Например, "Репка, помидор, свекла, огурец…– «Молодец, ты помог собрать дедушке - овощи».
Игра «Помоги Федоре навести порядок в доме» по сказке «Федорино горе».
Помогаем Федоре собрать: игрушки, посуду, одежду, и т. д.
Какие виды театра можно использовать в группе детского сада:
Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.
Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Вашему вниманию были предложены несколько игр по разделам с использованием сюжета, чтоб Вы осознанно выбирали игру, и чтобы игра была не просто игрой, а небольшим сказочным действием.