Галина Клюкина
Театральная деятельность как фактор преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедии является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группах для дошкольников с фонетико -фонематическим недоразвитием. Одним из основных критериев готовности к обучению в школе является полноценное развитие речи, следовательно, своевременное выявление ФФН и целенаправленная, скоординированная работа помогает корригировать речевую функцию и способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы.
Публикация «Театральная деятельность как фактор преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Большинство современных исследователей в области специальной педагогики свидетельствуют об усложнении структуры отклонении, значительном увеличении сочетанных нарушений у различных категорий детей.
Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность, а также проявляться в чертах общего и речевого поведения (замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь и т. д., что приводит к речевой и психологической инактивности.
Старшие дошкольники с ФФН начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и, нередко, ведет к осложнениям при общении. Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи, что может провоцировать возникновение вторичных нарушений.
Совершенствование логопедической работы связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ФФН, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения эффективной фронтальной работы и построения микропрограмм развития и коррекции, а также подготовкой педагогов к проведению коррекционно-развивающей работы с учетом современных требований общей и специальной дошкольной педагогики. Эти аспекты работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, их синтез инициирует создание модели коррекционно- развивающего процесса.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача использования средств театральной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека—это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Творческая деятельность— это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество —это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и | способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует фор-мированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Средства театральной деятельности в дошкольном учреждении способствуют обеспечению воспитанникам комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки.
Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей с фонетико-фонематическое недоразвитием скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.