Людмила Шишова
Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы, что театральная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Публикация «Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Сказочная атмосфера окутывает ребенка и заставляет на мгновенье забыть о реальности и стать соучастником большого, волшебного мира. В театрально-игровой деятельности происходит развитие творческого потенциала, коммуникативной компетенции, креативного мышления. Дети быстро вживаются в роли, учатся дружить, общаться, сопереживать, помогать друг другу. Все эти умения формируются в игровой деятельности, что является важным условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Реализация Программы в формах, специфических для детей прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка»).
Так как дети нашей группы имеют общее недоразвитие речи III уровня, у многих из них недостаточно развит артикуляционный аппарат, нечетко проговаривают слова, грамматически неправильно оформляют речь, низкий уровень развития диалогической речи. Нами было принято решение о введение разнообразных форм работы с детьми по развитию и коррекции речи. Одной из эффективных средств развития речи является театрализованная деятельность.
На родительском собрание мы решили составить годовой проект по театрально-игровой деятельности «В гостях у сказки» интегрируя несколько образовательных областей.
Цель проекта : создание условий для развития театрально-игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для развития памяти, расширения кругозора (чтение художественной литературы, посещения театра, рассматривания иллюстраций, картинок, альбомов) (Познавательное развитие).
2. Создать условия для обогащения словаря; развития монологической и диалогической речи, развития артикуляционного аппарата,развития ораторского искусства (д/и, составления коротких рассказов, драматизация стихов, артикуляционная гимнастика, задания для развития речевой интонационной выразительности, пальчиковые игры и массаж, разыгрывание потешек, песен) (Речевое развитие).
3. Создать условия для совместного моделирования элементов костюма, декораций, атрибутов (развития воображения, создание выразительного образа, реализации творческого потенциала, прослушивание музыкальных произведений, сказок, просматривание видеофильмов, выполнения пластических этюдов, пантомим, этюдов, озвучивание самодельных игрушек, упражнения на развитие пластики).(Художественно-эстетическое развитие)
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Для реализации данного проекта нами было разработано примерное календарное планирование театрально-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста на учебный год (с сентября по май). В примерном календарном планирование мы распределяли материал согласно лексическим темам и интегрировали несколько образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В конце месяца мы проводили итоговые мероприятия, например: спектакль для родителей «Волшебная страна «Здоровейка», драматизация сказки для детей младшего возраста «Репка».
В рамках реализации проекта мы привлекали к совестной и непосредственной образовательной деятельности специалистов : педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования (хореография). Такой интегрированный подход в работе со специалистами дал возможность более детально проработать все механизмы театрально-игровой деятельности в образовательных областях.
Мы планомерно и систематически усложняли содержания сюжетов театральных игр в совместной и непосредственно образовательной деятельности. Изготавливали атрибуты к театральным играм, придумывая новые события, героев, обыгрывали свои поделки, ставили спектакли, драматизации и показывали детям младшей группы, родителям. Мы исходили из запросов детей, что в свою очередь позволило нам интегрировать несколько образовательных областей (речевое, познавательное и художественно-эстетическое). Основное место в наших играх занимал творческий подход к руководству театральной игрой, возможность ребенка перенести полученный опыт в реальную жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
В реализации проекта мы давали детям сыграть роль не только существующую в произведение, но спонтанно придуманные. Для этого мы давали полную самостоятельность в выборе героев, атрибутов, костюмов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо установить партнерские отношения ДОУ с родителями. Исходя из этого, мы в реализации проекта активно привлекали родителей, которые выполняли определенные задания. Например, планируя театрально-игровую деятельность «Дары Осени»», рекомендовали родителям вместе с детьми придумать интересный костюм и презентовать его, принимая участие в спектакле «Здоровейка».
Очень интересными получались итоговые мероприятия в театрально-игровой деятельности детей совместно с родителями, которые проводились один раз в месяц. Как правило, дети с родителями продумывали выразительные образы, костюмы, подбирали к ним истории, стихи, декорации, атрибуты. Все зависело от тематики театрально-игровой деятельности. Благодаря такому подходу у нас пополнился театральный центр «Сказочный мир» костюмами, героями, атрибутами.
Родители помогали оформлять в группе: «Пальчиковый театр», «Би-ба-бо», «Теневой театр», «Кукольный театр», «Настольный театр». Особенно хочется отметить, что родителя стали больше времени проводить с детьми в театрах, совместно с детьми изготавливать своими руками сказочных героев, придумывать новые сказки. Все это нашло отражение в выставках «Моя любимая сказка», «Сказка, придуманная мною», «Сказки современного века».
Реализация проекта дала следующие результаты работы:у детей повысился уровень диалогической речи, дети стараются правильно проговаривать слова, увеличился и словарный запас, грамматически верно оформляют предложения. Они активно принимают участие в драматизации художественных произведений, самостоятельно исполняют роли сказочных героев, спонтанно придумывают сюжеты в самостоятельной деятельности. Дети увереннее стали чувствовать себя на публике во время выступлений, исчезла зажатость и застенчивость.
Результатом реализации проекта стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Вершки и корешки», «Новогодние происшествие», «Приключения Ойки» и «Лесные жители», «Два жадных медвежонка». Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях, показали сказки детям младших групп.
Такой подход к организации образовательной деятельности позволил повысить качество проводимой театрально-игровой деятельности, обогатить сюжеты, разнообразить действия, роли, овладеть простейшими исполнительскими навыками, а также сплотить детский коллектив и раскрыть творческий потенциал детей.
Литература.
1. Н. Ф. Губанова – “Театрализованная деятельность дошкольников” Москва “ВАКО” 2011
2. Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
4. О. А. Шиян Развитие творческого мышления работаем по сказке. г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012г.