Галя Носкова
Театрализованные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры в детском саду.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Публикация «Театрализованные игры в детском саду» размещена в разделах
В нашем детском саду № 88 города Сыктывкара, с напарницей работаем во второй младшей группе, и мы изначально решили, что будем вводить во все виды деятельности, театр. И вот уже с первой младшей группы вместе с детьми играем, используя маски, пальчиковый театр, настольный театр, фланелеграф. Детям очень нравится, когда читая сказку, не просто показываешь картинки, а представляешь всю сказку на фланелеграфе. Наглядность сосредотачивает внимание, развивает зрительную память, логическое мышление.
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.
Театр в нашей группе начинался уже в ясельном возрасте. В группе для малышей нашими руками оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров : рукавички, кукольный, бибабо, театр игрушек, фланелеграф, а также различные маски. Двухлетние малыши надевали на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражали их голосам, движениям. Очень хорошо помогала инсценировка в режимных моментах. Дети, расставаясь с мамой, очень встревоженные, плачут, но увидя у воспитателя на руках веселого, приветливого «зайчика», сразу, же все внимание подает на него, и малыш успокаивается, исчезает боязнь к незнакомому, и появляется интерес.
Со второй младшей группы начали применять приемы театральной деятельности на всех занятиях: сюрпризный момент (приходит сказочный персонаж и что -то приносит, на лепку «забежала» Таня, упал в речку мячик, как помочь ей? На физкультурных занятиях учатся “прыгать как зайчики”, красться “как кошка за мышкой”. Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети - актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она “качается”. И малыши старательно “боятся” : поджимают ручки, закрывают “от страха” глаза. Мы также используем прием олицетворения геометрических фигур, форм, которые приходят из страны Фигур. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат ( например: подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить белочку.). Это помогает детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни. Мы заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для нас при подготовке и проведении занятий.
В группе так же оборудован уголок «ряжания» : различные головные уборы, юбки, фартуки, халаты, Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, изображают своих мам, пап, героев из мультфильмов, сказок.
Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В нашей группе сложилась традиция – устраивать театральный показ для родителей на каждый праздник, на каждое родительское собрание. Родителям очень нравится, видят своих детей в другом образе, в другом характере. Они довольны, видя наш результат работы с детьми. Вот такие показательные выступления детей сильно сближает педагога с родителями, что немало важно в нашей работе. Родителей мы не только привлекаем к просмотру, но и к участию в изготовлению костюмов. Они шьют для своих детей не только костюмы, но и делают маски, атрибуты, декорации к сказкам. Мы очень благодарны своим родителям за помощь и понимание. У нас есть задумка, со средней группы, на будущий год, привлекать родителей к участию вместе с детьми в постановках сказок. Но и не только, а ставить небольшие произведения для детей.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Выбор спектакля - серьезная задача. Конечно, в младшем дошкольном возрасте сказку, стихотворение или какой - то этюд выбирает воспитатель, но уже хорошо известные сказки, дети сами выбирают и играют в самостоятельной, творческой деятельности. Педагог, прежде всего, выбирает для малышей произведения с несложным и многоролевым сюжетом, где присуще элементарные действия и краткость фраз. Если дети испытывают, какую либо сложность, то пропадет интерес и ничего не получится. Наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности.
Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра - это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителя. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Если же еще в начале года больше половины детей стеснялись выходить рассказывать стихи даже перед своими товарищами в группе, то в конце года наши детки показывали уже несколько раз инсценировку сказок всему садику в музыкальном зале. Это не просто показ, это праздник: во время спектакля мы разыгрываем настоящую театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник. Им аплодируют, и это нравится.
С нашими детками ездили выступать на городские выступления: «Волшебный мир К. И. Чуковского», хотя и не заняли призового места, но нами зрители и комиссия, были восхищены: «Всего лишь три года от роду, а такие артисты».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д. р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
• мы вместе читаем сказку, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть, какой тот или иной герой: плохой, хороший.
• рисуем персонажей (воспитатель) лепим сказку (с учетом возраста, как бы моделируя спектакль в пластилине.
• слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам, при необходимости подбираем шумовые инструменты;
• по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
• репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991.
2. Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : АО-Аспект пресс, 1993.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Максаков А. И. и д. р. Занятия по развитию речи.
4. М. : Совершенство, 2001.
5. Ушакова О. С и д. р. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. : ИПТ, 2001.
6. Ушакова О. С., Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М. :Т. Ц. Сфера, 2002.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М. : Т. Ц. Сфера, 2001, 2002.
8. Эмоциональное развитие дошкольника. М. : Просвещение, 1985.