Анна Симбирева
Театрализованная деятельность как средство развития выразительной речи детей старшего дошкольного возроста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития выразительной речи детей старшего дошкольного возроста
АВТОРЕФЕРАТ
Слайд 1
Уважаемая комиссия, вашему вниманию, предлагается выпускная квалификационная работа «Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития выразительной речи детей старшего дошкольного возроста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Слайд 2
Цель исследования вы видите на экране (Теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние театрализованной деятельности на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста).
Слайд 3
Объект исследования: развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Гипотеза исследования: театрализованная деятельность послужит эффективным средством развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5
Задачи исследования представлены на экране.
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- выявить уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности.
Слайд 6
С методами исследования можете ознакомиться на слайде:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ данных полученных в процессе исследования.
Слайд 7
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №29 города Райчихинска Амурской области.
Дети старшей группы.
Слайд 8
Вторая глава посвящена экспериментальной работе, включающей три этапа.
o Констатирующий этап. Изучение уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
o Формирующий этап. Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр
o Контрольный этап. Анализ результатов исследования
Слайд 9
На констатирующем этапе эксперимента для изучения уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовались методика Ольги Ивановны Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»
Участниками эксперимента были 22 ребенка дети старшей группы. Уровень развития выразительности речи детей оценивался в баллах.
Слайд 10
Исходя, из предложенных детям заданий, по которым проводилось изучение выразительности речи старших дошкольников, был выявлен следующий уровень её развития. У 9% (2 человека) выявлен высокий уровень развития речи, 45,5% (10 человек) дошкольников выявлен средний уровень развития выразительности речи, 45,5% (10 человека) выявлен низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что работа по выразительности речи с детьми ведётся, однако дети не достигли возрастной нормы. Дети не умеют строить фразы, поддерживать беседу по заданной теме, невыразительность речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (лягушка не только квакает, но и говорит дрожащим голосом, а так же передавать величину героя в голосе (например, в сказках «Маша и медведи», «Три поросёнка» они самостоятельно меняли высоту и тембр голоса, в зависимости величины каждого героя).
Слайд 11
Для работы с детьми я провела театрализованную деятельность выразительности речи. Я, использовать интонационную выразительность при рассказывании, запланировала и провела занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Как лисичка бычка обидела». Разыгрывание детьми сценок в форме диалога, например: «Телефонный разговор»
Слайд 12
Сравнивая результаты выразительности речи на констатирующем и контрольном этапе, можно сказать о том что, несмотря на то, что некоторые из дошкольников остались на прежнем уровне, по результатам диагностики дети набрали большее количество баллов, что указывает на положительную динамику развития выразительности речи.
Так, 14% (3 человека) старших дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития выразительности речи. Дети стали справляться лучше с заданиями, которые использовались нами на констатирующем этапе.
Средний уровень получили 50% (11 человек) детей, так как им требовалось помощь в выполнении заданий, работали по наводящим вопросам исходя из констатирующего этапа, можно сделать вывод, что уровень развития выразительности речи стал выше, но не достаточно для того, что бы иметь высокий уровень.
И 36% (8 человек) старших дошкольников продемонстрировали низкий уровень развития выразительности речи. Дети не могут составит предложения связанные между собой. Тяжело выполняют методики, даже по наводящим вопросам.
Слайд 13
Проведённая работа по развитию выразительности детской речи в целом дала хорошие результаты. Театрализованная деятельность является эффективной для развития выразительности речи. Театрализованные игры сыграли определенную роль в работе с детьми. В процессе организации игр, я заметила, что дети стали общаться между собой эмоциональнее. Они старались как можно яснее и выразительнее выполнить полученное задание. В ходе игр у детей развивались и интонационные средства выразительности (такие как мелодика, темп, ритм речи, и двигательные, то есть невербальные (позы, мимика, жесты). У детей появилось желание чаще играть в творческие игры («Придумай сказку», «Оживи слово», и т. п.). Они объединялись, и на основе имеющихся знаний вместе придумывали новые сюжеты. В ходе таких игр дети стали точнее при выборе выразительных средств, у некоторых детей развивалась уместность их использования. Например, Настя К. не всегда верно использовала мимику, путала грусть и спокойствие. В результате проделанной работы, она научилась правильно передавать мимикой настроение героя.
Вследствие проделанной мной работы дети овладели только некоторыми средствами выразительности.