Надежда Перликова
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что XXI век – это век компьютеризации. Среди множества достоинств компьютеров, есть и недостатки, которые являются причиной проблем развития современных детей.
Проблемы современных детей :
1. Проблемы развития речи.
2. Агрессивное поведение.
3. Дети замкнуты, взрослым трудно узнать проблемы детей, которые связаны с внутренним состоянием ребенка.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Детям чужды такие понятие как «милосердие», «жалость», потому что большинство компьютерных игр построено на агрессии.
5. Отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Современные педагоги, которые ищут новые формы взаимодействия с детьми, с целью решения выше перечисленных проблем, должны обратить внимание на театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков у детей.
1. Формирует у детей уважительное отношение друг к другу.
2. Помогает преодолеть ребенку трудности в общении, неуверенность в себе.
3. Развивает речь : активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй.
4. Пробуждает в детях способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение.
5. Помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.
Можно сделать вывод, что развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в повседневную жизнь детей систематически включать театрализованную деятельность.
Для того, чтобы выстроить эффективную работу, конечно, нужно проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, рассмотреть особенности организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, определить педагогические условия использования театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.
Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
- при развитии коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником;
- содержанием общения становится совместная игровая деятельность;
- возникает потребность в признании и уважении сверстника.
Анализ театральных игр позволил выделить, на наш взгляд, самые эффективные игры для данного возраста :
- режиссерские: настольный театр игрушек, настольный театр картинок; стендовые театрализованные игры : стенд-книжка, фланелеграф, кукольный (бибабо, пальчиковый);
- театральные этюды.
Из наблюдений за детьми видно очень часто, что в группе между детьми на начало учебного года не бывает доброжелательных отношений. Несмотря на то, что дети становятся год от года взрослее, часто царит атмосфера капризов, жалоб. Дети не могут играть в совместные игры, любая коллективная игра заканчивается обидой, слезами. Дети не хотят взаимодействовать друг с другом, и самым неприятным является то, что у детей отсутствует чувство жалости, сострадания друг к другу.
С целью формирования коммуникативных навыков у детей нужно разработать перспективный план по развитию коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности, чтобы работа была систематической, а не носила ситуативный характер. Согласно перспективному плану каждый месяц педагог должен организовывать новый вид театральной деятельности : игры-драматизации, режиссерские игры, театральные постановки, ежемесячно в план включаются театральные этюды, которые помогают научить детей распознавать эмоции, состояния людей, животных, то есть окружающих. Не менее важным является и то, что детей нужно научить реагировать на состояния людей, то есть им нужно объяснить, как нужно действовать, если человеку больно, грустно, одиноко и так далее. Способы действия, которые они усвоят в дошкольном детстве, по отношению к людям стали основой для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни.
Выстраивая работу по развитию коммуникативных навыков, а именно таких навыков, как умение слышать, слушать партнера, понимать его состояние, педагог обязательно заметит, что дети меньше конфликтуют, некоторые дети станут помощниками воспитателя в организации коллективных игр, станут учитывать в играх не только свои желания, но и желания других детей.
Для удобства нужно составить картотеку театральных игр.
Помощниками педагога в деле формирования коммуникативных навыков у детей должны стать родители!