Елена Путилина
Театрализованная деятельность для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность для детей раннего возраста.
Елена Путилина
Марина Шмелева
«Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» С. И. Мерзлякова.
Театрализованная деятельность-одна из самых доступных видов деятельности для детей раннего возраста, помогающая решить многие актуальные проблемы и задачи педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием социально-коммуникативных качеств личности, основных психических процессов, творческих способностей.
Публикация «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста» размещена в разделах
Театр радует детей, развлекает их, одновременно развивая. Театрализованная деятельность дает возможность малышам познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет строить взаимодействие друг с другом, расширять и обогащать опыт сотрудничества. Выступления перед зрителями формируют уверенность в себе, способствуют активизации словаря ребенка, совершенствованию звуковой структуры речи, ее интонационного строя. Дети эмоционально раскрепощаются. Так же театрализованная деятельность развивает чувства детей, посредством переживаний за героев они приобщаются к духовным ценностям.
Занимаясь с детьми театром, мы-воспитатели, ставим перед собой цель-сделать жизнь детей интересней и познавательней, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными событиями, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей раннего возраста. Например, педагоги Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова рассматривают:
• Настольный кукольный театр (магнитный, конусный, театр игрушки и т. д.)
• Стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, стенд-книжка, магнитный стендовый и т. д.)
• Театр на руке (пальчиковый, варежковый, перчаточный, картинки на руке и т. д.)
• Верховые куклы (бибабо, на ложках, на тросточках и т. д.)
• Напольные куклы (марионетки, конусный театр и т. д.)
• Театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок, тантамарески, фартучный театр и т. д.)
Г. В. Генов классифицирует виды театров следующим образом:
• Картонажный
• Магнитный
• Настольный
• Пяти пальцев
• Масок
• Ручных теней
• «Живых» теней
• Пальчиковый теневой
• Книжка-театр
• Театр кукол для одного исполнителя.
Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко подразделяют кукольный театр для раннего возраста на следующие виды:
• Театр картинок, представленных плоскостными изображениями (на фланелеграфе, картинки на картоне, которые с помощью подставок передвигаются по столу)
• Театр игрушек с использованием обычных кукол
• Театр петрушек, где воспитатель одевает на руку куклу и управляет ей.
Среди театров кукол различают три основных типа:
• Театр верховых кукол
• Театр срединных кукол
• Театр низовых кукол.
Верховые куклы-это те, что во время спектакля находятся над ширмой, то есть выше работающего с ней кукольника.
Срединные куклы управляются кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится кукловод.
В театре низовых кукол используются куклы-марионетки, которые двигаются с помощью ниток, проволоки, прутов и т. д.
Мы в своей работе с детьми раннего возраста используем следующие виды театров:
Настольный театр предполагает, что деятельность проводится на столе. Декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы удалось разместить все необходимые атрибуты на поверхности стола. Можно использовать как плоские, так и объемные фигуры. Они могут быть фабричного производства или сделанные своими руками. В изготовлении персонажей театра неоценима помощь родителей.
Театр на фланелеграфе наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки и декорации плоские, их показывают на специальной доске, обтянутой фланелью или фетром. Стоя сбоку доски, воспитатель рассказывает сказку и по ходу действия прикладывает к доске одну за другой картинки персонажей и декораций. Картинки крепятся к доске засчет своей ворсистой поверхности с обратной стороны. Фланелеграф-оригинальная форма иллюстрированного рассказа.
Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки» представляет собой театр, куклы которого надеваются на три пальца руки-вроде перчатки. Куклы би-ба-бо бывают фабричного изготовления, также их можно сшить самим. Состоит она из тельца-рубашки, головы и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи, а голова может быть сделана из разных материалов (дерево, папье-маше, пластмасса; можно использовать старые куклы и резиновые игрушки).
Фартучный театр мы стали использовать недавно, но он сразу очень понравился малышам. Это набор фартуков с изображением разных персонажей. Они практичны в использовании, легко надеваются и снимаются, могут использоваться детьми самостоятельно. Фартуки можно купить в магазине, а можно сшить самостоятельно или с помощью родителей.
Пальчиковый театр-это представление с использованием миниатюрных кукол, которые надеваются на палец руки, остальные пальцы сжимаются в кулачок. Фигурки можно связать, сделать из папье-маше, из теннисных шариков, из различных видов тканей, из картона, из маленьких коробочек и т. д. Также нужна небольшая ширма и декорации. Вначале все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. Постепенно малыши включаются в инсценировку, двигаясь от русских народных сказок к самостоятельно придуманным историям.
Масочный театр предполагает, что ребенок с помощью маски выступает в образе определенного персонажа. Маска-это накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта с целью ролевого перевоплощения. Маски можно купить, а можно сделать самостоятельно из картона, фетра и т. д. Дети очень любят надевать маски и имитировать характерные движения животных.
Что может быть чудеснее театра!
Он был вчера, сегодня, будет завтра!
Как только маски надеваем,
Мы сразу в сказку попадаем.