Получи документы

Театрализованная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Матвеева Марина Александровна
Театрализованная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

В федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» четко прописано о развитии творческих способностей дошкольников. Одним из основных направлений в развитии творческих способностей, является-театрализованная деятельность.

Новое поколение диктует новые жизненные законы, правила, установки.

Публикация «Театрализованная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

Сейчас перед нашим государством, школой, детским садом выросла чрезвычайно важная задача: добиться того, что бы из каждого, кто сейчас ходит в детский сад, школу, вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего, способного на творческий подход к любому делу. К сожалению, обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона-творческие способности человека-отдается воле случая.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развита память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).

В связи с возрастающей актуальностью развития творческой личности повышается и роль самого учителя, воспитателя.

Жизнь ставит перед педагогом новые задачи и новые требования. Педагог должен сам быть творческим человеком, осуществлять творческий подход к обучению, совершать маленькие открытия каждый день.

И здесь неоспорима роль театрально искусства в воспитании детей.

Человечество вот уже много веков самозабвенно отдается этой поистине волшебной игре-театру.

«Театр-это волшебный край- восклицал А. С. Пушкин.

Театр для ребенка-это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления…

Открылся занавес, зазвучала музыка и вместе с веселыми приключениями и трогательными историями открытые детские души впитывают потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви. Препятствие, встречающиеся на пути героев спектакля, заставляют думать, а новые интересные познания сами сбой откладываются в голове на долгое время, порой и на всю жизнь.

Театр - это древнее искусство, возникновение которого приходится на 5-4 века до нашей эры. Родина театра Древняя Греция. «Театр» - слово греческого происхождения: означает место для зрелищ. Развитие драматической поэзии привлекло за собой строительство театров. Афинские театры были гораздо больше современных и вмещали до 36000 человек, в то время как в Афинах было всего около 180000 жителей. Интересно, что в те давние времена государство, осознавая огромную роль театра, не брало плату со зрителей, а наоборот платило тем, кто посещал представления.

Постепенно театральное искусство развивалось, приобретая новые формы и значение. Театр имел успех во все времена. К началу 19 века артистов и кукольников стали приглашать в аристократические дома. Зрителями были все домочадцы: и взрослые, и дети. Представление вносило в повседневную жизнь семьи радостное настроение, снимало эмоционально напряжение, глаза детей сияли от счастья, и все это не оставалось не замеченным родителями. Видя благотворное влияние театрального действа на детские души, мамы и папы стали активно организовывать домашние спектакли, которые уже рассматривались не только как развлечение, но и как действенное педагогическое средство.

Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Ребенок живет в стране различных фантазий и сказок. Это хорошо описано в рассказе «Дома» А. Чеховым, где рассказывается о наблюдениях прокурора за своим семилетним сыном, из которых он делает вывод, что у детей, как у дикарей, своеобразные, недоступные пониманию взрослых, воззрения. Сережа мог нарисовать людей выше домов, а звуки изобразить в виде пятен и нитей. Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет.

Желательно учить сказки, пьесы в стихотворной форме, потому что она более доступна, дети легко и быстро запоминают, т. к. рифмизированная речь, как и музыка, успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции.

Музыкальный язык соответственно, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут смысл того, что говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяет окрасить речь определенным чувством, настроением (нежности, скорби, радости) и выразительностью движений:

-пластика

-жесты

-мимика

-пантомимика.

Играя роль маленькие артисты верят в реальность своего персонажа, в его существование и поступки, но и одновременно помнят, что все это «понарошку» (если не верит «герой»- не верят и зрители). Иногда во время спектакля ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, фантазии и находчивости.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности. Педагог должен уметь: выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. (Более подробно рассмотрим среду для театральной деятельности.)

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности.

Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО?

Определяющим моментом при организации развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы её реализации.

Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества

Задачи:

1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.

2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).

3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.) .

4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.) .

5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)

6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)

7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств : интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.) .

8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;

9. оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.

10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.

11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.

При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

• особенности эмоциональной личности ребенка,

• его индивидуальные социально-психологические особенности;

• индивидуальные предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• поло-ролевые особенности.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:

Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

театр настольный;

• ширма;

• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр математики;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации) ;

• персонажи с разным настроением;

• материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы) ;

• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

• атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства;

• уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье) ;

• для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.

• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе.

• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Образовательная театральная деятельность должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для образовательной театральной деятельности помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления.

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

С материалом выступала на педагогическом совете.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 21 июня 2020 в 13:18
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Матвеева Марина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД