Наташа Краснова
Театр как педагогический процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Использование личностно-ориентированных, а так же игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. Игра – основная деятельность ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Какова роль педагога в театрализованных играх? Различные авторы призывают руководствоваться принципом владения ситуацией, в котором на первый план выступает самостоятельно решение ребенка по поводу того, что он хочет познавать.
Публикация «Театр как педагогический процесс» размещена в разделах
Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, дети, педагоги, игра.
THE USE OF MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN WORKING WITH THE KINDERGARTEN STUDENTS.
THEATRE AS A PEDAGOGICAL PROCESS
Grigorova, E. S., educator
MBDOU "Kindergarten № 388" N. Novgorod States
Abstract. The use of personality-oriented, as well as gaming technology contributes to the personality development of the preschool child. This is sort of the Foundation of the whole educational process. The main focus is on the individual child and his specific features. Depending on the abilities of the child, the teacher selects learning games that will help to maximize and develop the talent of the baby. There is no room for authoritarianism, imposition of opinions and impersonal approach to pupil. The game is the main activity of the child. Games and gaming exercises improve mental and emotional activity, improve verbal skills. And, as practice shows, a special role in this belongs to theatrical games. What is the role of the teacher in theatrical games? Different authors call the principle of the ownership situation, which has independently the decision child about what he wants to know.
Key words : theater, theatrical activity, children, teachers, game.
В поиске правил и педагогических ориентиров для театрализованных игр с малышами нужно, с одной стороны, сконцентрироваться на уровне развития и потребностях детей, с другой стороны, разобраться, что выдвигать на первый план – сам игровой процесс или достижение цели. И то и другое тесно связано с важными проблемами театральной педагогики : с какого момента игра с детьми считается театрализованной игрой и какие педагогические подходы способствуют художественно - мотивированной работе с детьми этого возраста?
Детские игры характеризуются отсутствием цели и результатов. Внутренним побуждением и естественной сменой фантазии и реальности. Так, помещение детского сада превращается в родительскую кухню, аэродром или стройплощадку, а ребенок может исполнять любую выбранную им роль: быть львом, продавцом, или собственной бабушкой. В любой момент он может выйти из своей роли, обсуждая с другими участниками дальнейший ход игры. Играющий ребенок отдает себе отчет в сосуществовании реальности и игрового мира.
С точки зрения театральных педагогов[5; с. 54], именно это осознанное воображаемое действие и освобождение от повседневной целевой привязки отделяет игру от театра. Таким образом, детскую игру нельзя еще назвать театром. Однако, в ней есть творческий потенциал, который должен использовать руководитель игры, чтобы через эстетическое формообразование и введение новых сюжетных тем развить свободную игру в театральную. Так, в детской игре можно обнаружить такие выразительные компоненты, как принцип неожиданности, повторения, противоположности, придание композиционной формы с помощью ритмической звуковой организации и различных акцентов, а также возможность увеличения или уменьшения объема содержания.
В равной степени театр нуждается в делении на актеров и зрителей. Как следует из опыта, роль зрителя часто является сложной для малышей, поскольку они охотнее играют сами и не всегда могут сконцентрировать внимание на представлении других.
Чтобы поддержать малышей в роли зрителей, руководителю игры надо делать плавные переходы между игрой и наблюдением и больше внимания уделять совместному переживанию в игре и самостоятельному игровому процессу.
Примером может послужить воображаемое приключение: сначала все дети – группа путешественников – наблюдают за дикими животными. Потом внимание перемещается по отдельности на каждого ребенка, который с помощью пантомимы показывает животное из своего воображаемого мира. При этом даже в момент наблюдения у детей нет возможности выйти из игры: на занятии нет публики как таковой, - и они продолжают играть роль наблюдающей группы путешественников.
В этом упражнении дети многократно меняют перспективу внутри игровой ситуации и исполняют роль то актера, то зрителя. Дети создают общий вымышленный мир и участвуют в процессе коллективного творчества, в который вносят одинаковый вклад все участники игровой деятельности, в том числе и сопровождающие детей взрослые.
Взгляд на детей как на актеров имеет решающие последствия для поведения руководителя игры, он тесно связан также с педагогическим принципом «владения ситуацией» на первый план выдвигает субъект, который сам решает. Что и как он хочет познать. Воспитатели, между тем, должны:
• Дать свободу различным творческим побуждениям ребенка и его интересу к открытиям;
• Поставить перед детьми такие требования и задачи, в процессе выполнения которых дети могут совершенствоваться;
• Сами быть любознательными и находчивыми, не считать себя теми взрослыми, которые «все знают лучше», а принимать участие в образовательном процессе ребенка на равных.
Если перенести эти принципы на работу с маленькими детьми, то их можно сформулировать следующим образом:
• В работе руководителя игры допускаются вариативные решения, и она не ограничена во времени;
• Цель состоит в самой игре и в развитии хода игры, который складывается из совместных игровых идей, запоминается через повторение движений или действий и поэтому не нуждается в заучивании наизусть;
• Руководитель игры создает эмоциональную атмосферу, в которой возникает коллективное творчество, внимательно наблюдает за детьми и реагирует на их вымысел. Так закладывается начало театра;
• По возможности педагог вводит находки детей в продолжающуюся игру так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя понятым и воспринятым как личность, способная создать игровой и театральный процесс;
• Педагог с энтузиазмом учувствует в игре, умеет удивляться неожиданным фантазиям и действиям детей.
Этим принципам не всегда легко следовать, но они направляют театральную работу в разумное в педагогическом отношении игровое художественное русло. Лежащий в основе этого педагогического подхода ориентир на самоопределение, независимость и солидарность реализует как театральные задачи, так и социальное обучение. Ведь не только на сцене важно обращать внимание друг на друга и мирно сосуществовать, но и в обществе. В игре дети учатся выражать собственное мнение и представлять свои интересы, а также организовывать свое игровое пространство, открывать свои способности и пользоваться ими в повседневности.
Наряду с вышеизложенными параллелями между игрой и театром – сознательными действиями в мире воображения и отсутствием целевой привязки – театральные педагоги установили, что игру и театр объединяют такие субъективные потребности, как любопытство, радость от игры и тяга к исследованиям. Руководители должны установить рамки игры и предоставить детям возможность удовлетворить во всей полноте собственные потребности. Для взаимодействия в игровой ситуации заключаются определенные соглашения, которые признаются всеми как основы игры. Совместно установленные правила предают группе уверенность и дают возможность для эксперимента, поскольку баланс между правилами и свободой – это важнейший элемент (театральной) игры.
Руководитель игры на протяжении длительного времени наблюдает, какие дети, и в какой форме принимают участие в игре, как они развиваются, как они ощущают себя в группе и какая поддержка им нужна. В совместной работе театральных педагогов и воспитателей эти размышления могут стать темой для дискуссии после театрального занятия. Наблюдения за целой группой и за развитием каждого ребенка в отдельности важны для принятия решения, какую сторону игры можно и нужно развивать, а какую сократить. За период работы театрального проекта требуется часто принимать такие решения, которые основываются на описанной выше последовательности: восприятие – оценка – реакция.