Галина Никулина
Театр игрушек из соленого теста (Методическая разработка)
▼ Скачать + Заказать документы
Е. Сперанский: |
Взять бы всех родителей и мам и пап за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми. |
Публикация «Театр игрушек из соленого теста (Методическая разработка)» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы можете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.
Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, можно взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно открыть для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.
Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками.
Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» и Г. В. Генова «Театр для малышей».
О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам».
Сказочный мир театра.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-игрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
Подготовить декорации и кукол для театр - дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям!
Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют большое значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.
Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко.
Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях.
Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
Большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум, могут быть инсценированы в настольном театре.
Цель моей разработки - представить авторский настольный театр из соленого теста, показать его многообразие и доступность в театрализованных играх малышей для развития их творческих способностей.
2. Соленый театр.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский |
Театр выполнен в нетрадиционной технике, из нетрадиционного материала (cоленого теста). Такой театр можно выполнить самим, вместе с детьми.
Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.
У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка – это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.
Приготовление теста для поделок
Рецептов приготовления соленого теста существует достаточно много.
Первый более пластичен.
Рецепт теста № 1 :
полстакана пшеничной муки;
полстакана ржаной муки (она придает более теплый хлебный оттенок);
2 стакана соли;
стакан воды;
2 столовых ложки сухого обойного клея (перед добавлением в тесто его разводят теплой водой до консистенции сметаны).
Второй – более безопасный для работы с маленькими детьми, любящими всё пробовать на вкус. Он и был выбран для создания поделок, описанных в данной работе.
Рецепт теста № 2 :
2 стакана муки;
1 стакан соли;
1 стакан воды.
На развитие мелкой моторики у детей очень хорошо влияет работа с пластичными материалами – лепка. Лепить можно из пластилина, глины, солёного теста. Последнее – достаточно доступный и дешёвый материал, к тому же совершенно безвредный, если малыш решит его попробовать, страшного ничего не случится.
Работа с тестом доставляет очень много радости малышам, этот материал более «домашний», он теплее и натуральнее пластилина, не требует дополнительных затрат и усилий, как глина или пластика.
Преимущества соленого теста перед пластилином :
• можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
• легко отмывается и не оставляет следов;
• безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, — обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
• если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
• можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
• краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
• поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
• с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Лепка может быть не только игрой, но и терапевтическим занятием. Так, воплощая свои детские страхи в тесте, ребенок может побороть их. Лепка способствует развитию фантазии и творческих способностей, воспитанию трудолюбия, способности доводить начатое до конца. Учит ребенка радоваться результатам своего труда, повышает его самооценку.
Можно подвести итог: персонажи театра легко и не накладно приготовить, они безопасны и достаточно прочны, для того, чтобы ими можно было играть – без боязни сломать и их изготовление благотворно влияет на развитие детей.
Рецепты теста и приемы работы с ним очень хорошо описываются в книгах Изольды Кискальт, Ирины Ханановой, в книге Шериан Фрей «Научитесь лепить забавных животных» хорошо описываются приемы лепки животных, которые можно использовать для создания настольного театра.
Данный театр рекомендую использовать для приобщения младших дошкольников к художественной литературе, лучшего усвоения ими программного материала, развития зрительного внимания и памяти, эмоций и речевых навыков. Этим театром можно пользоваться для проведения занятий, досугов, самостоятельной игровой деятельности детей.
Нашим детям очень нравятся занятия, в которых мы используем персонажей нашего театра, они лучше усваивают программный материал, если он подкреплен яркими, добрыми игрушками, мы учим детей играть роли, вступать с помощью кукол в диалог между собой, побуждаем детей разговаривать, рассказывать, описывать, общаться.
Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Играя, ребенок стремится найти сюжет, т. е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Дети с удовольствием говорят, играют, пританцовывают с игрушками – развиваются, даже не замечая этого.
Ребенок распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонацию голоса, движения. Персонажи театра доступны детям – это герои их любимых сказок. Они доступны и в обращении - небольшого размера, легко помещаются в детской руке. Все они яркие, эмоциональные. Дети сначала рассматривают их, обыгрывают простые сценки, действия: подвигаться по столу, подойти зайчику к колобку, пройти по дорожке, поздороваться друг с другом и др. При этом, дети сначала проделывают все эти действия молча, а затем проговаривают, повторяя слова из сказки, импровизируя самостоятельно. Речь детей становится выразительнее с каждым разом.
В свободной деятельности готовим небольшие декорации (тоже из соленого теста) и сказка, игра приобретают другую окраску, оживают! Дети с удовольствием лепят заборчик, елочку, пенек. Результаты свои они видят в играх. Вовлекли и родителей в процесс изготовления такого театра. Провели с ними мастер-класс, дали советы и рекомендации. Уже прошла выставка их совместных с детьми работ.
Заключение.
Театр – это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, архитектуры (декорации, музыки, танца. Театр – коллективное творчество.
Современное общество выдвигает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой, общественно активной личности. Такая личность способна стать творцом, деятелем, осознанно выдвигающим цели, намечающим пути и средства их достижения в самых различных сферах жизни. Целью педагогов в театрально-игровой деятельности является развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной, когнитивной сферы, эстетического развития.
Для успешного развития ребенку важно осознавать результаты своей деятельности, ее преобразующее влияние, чувствовать позитивную оценку этих результатов со стороны окружающих людей. Важнейшая моя задача – «организовать» успех ребенка, обеспечить его продвижение в деятельности, которая должна быть посильной для него в каждом конкретном случае, помочь освоить содержательную сторону, приобрести умения, навыки театрально – игровой деятельности, заботясь о постепенном их усложнении в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
И результаты есть: дети полюбили театрализованных, самодельных, «соленых» кукол. Им доступны и понятны герои сказок. Они легко манипулируют с ними, выполняя игровые действия, проявляют свое творчество. Речь их становится все более активна, выразительна! Главное- дети принимают участие в рождении этого театра, этих сказочных героев!
В дальнейшем они перенесут эти умения в другие виды деятельности, станут более творческими, успешными и общительными.
Список литературы:
1. Ирина Хананова «Соленое тесто»
2. Шериан Фрей «Научитесь лепить забавных животных»
3. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду»
4. Г. В. Генова «Театр для малышей»
5. Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам».
Фотографии из семейного альбома.