Юлия Агафонова
Танграм как средство развития мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам. Пожалуй, одной из самых известных головоломок является танграм – разрезанный на семь частей квадрат.
Публикация «Танграм как средство развития мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Танграм (кит., пиньинь q qi o b n, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, или танов:
• 5 прямоугольных треугольников (2 больших, 1 среднего размера и 2 маленьких,
• 1 квадрат,
• 1 параллелограмм.
Все эти фигуры складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Из 7 частей квадрата можно составить различные как геометрические, так и образные плоскостные фигуры. Из двух и более наборов можно составить сюжет. Из такого небольшого количества деталей можно получить более 7000 вариантов!
Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
Еще одно красивое сказание повествует о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.
Однако, несмотря на устоявшееся представление о танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.
Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:
1. Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры.
2. Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма.
3. Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга.
4. Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться и развить в себе:
• усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);
• внимание, умение концентрироваться на деталях;
• воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
• логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
• умение действовать по правилам.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составления их из частей.
Игра «Танграм» может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста как в ходе занятий (отдельные упражнения по составлению фигур, так и в самостоятельной деятельности. Также допустимо применение танграма в качестве дидактической игры.
Этапы работы с танграмом:
1 этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.
Проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.
НАПРИМЕР:
1. Взять два больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, прямоугольник.
2. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
3. Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника.
Задание предлагают выполнить мысленно, а затем практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а потом составьте». Эти упражнения подготавливают к следующему этапу освоения игры.
2 этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам, содержание работы - обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.
Это наиболее важный этап работы с детьми для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур, предполагающий умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и её частей. Зрительный анализ образца – наиболее простой вид анализа, но он невозможен без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры.
Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца. Детям показывается расчлененный образец и дается задание: составить такой же.
НАПРИМЕР:
Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? Надо назвать фигуру и её величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показ, разных размеров. (ответы нескольких детей).
Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют два больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.
После подробного анализа дети приступают к работе, проверяют правильность её выполнения. Далее рассказ 2 детей о том, как составлена фигура.
Дети 5 лет составляют наиболее простые фигуры-силуэты: заяц, журавль, кенгуру, лиса и др.
В течение 5 занятий дети учатся анализировать расчлененный образец, создавать плоскостное изображение, правильно располагая в пространстве геометрические фигуры.
3 этап – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным). Доступен детям 6-7 лет при условии их обучения.
На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному её изображению, т. е. комбинаторных способностей.
При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению по образцам без указания частей важно показать детям, что без предварительного тщательного рассматривания образца составить фигуру на плоскости трудно. Ребятам предлагают составить 1-2 фигуры силуэтов по контурным образцам из числа тех, что составлялись ими ранее по расчлененным образцам. Это обеспечивает переход к воссозданию фигур по более сложным образцам.
Необходимо предлагать детям провести предположительный анализ образца. При этом каждый анализирует образец самостоятельно, после чего предлагается несколько вариантов расположения частей, правильность или ошибочность которых воспитатель не подтверждает.
НАПРИМЕР:
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это сделать. Из каких геометрических фигур можно составить голову, туловище, шею, ноги гуся? (несколько вариантов ответов детей)
Возьмите фигуры и составляйте, а мы узнаем, кто из ребят прав.
После того, как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.
В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления, но фигура у них не получается. Такой прием оправдывает себя при составлении более сложных фигур, в форме которых трудно определить место расположения мелких частей, таких как курица, елка, рыбки и т. п.
4 этап – упражнение в составлении фигур по собственному замыслу.
Детям подготовительной группы с целью развития творчества можно предложить из 2-3 наборов составить фигуру-силуэт, сюжет как по образцу, так и по собственному замыслу.