Оксана Махота
Танец в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевальная терапия после многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь своим танцем.
Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).
Публикация «Танец в детском саду» размещена в разделах
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, выражавшимися в танце (одиночество, испуг, страх и т. д., и в меньшей степени самой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, а не к механике танца, и тем самым открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения.
Сначала М. Чейз работала с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, а также в собственной студии. Работа танцовщицы произвела впечатление на психологов, психиатров и людей других профессий в области здравоохранения, к ней стали посылать пациентов, обращаться за помощью. Эта работа помогла ей понять значимость соотношения телесных и эмоциональных проблем. В тот период она начала формулировать многие идеи, которые впоследствии привели ее к работе с людьми, страдающими эмоциональными расстройствами.
В 1946 г. М. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Этот год считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпитале получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцевально-терапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и могли выражать свои чувства. Это установление двигательного диалога с последующим обсуждением, вербализацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танцевально-терапевтических сеансах часто становилось для пациентов первым шагом, необходимым для того, чтобы перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии.
Профессиональная танцовщица из Европы Труди Шуп, переехавшая в США, сосредоточила свою психотерапевтическую работу на спонтанном, катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Она утверждала, что любой внутренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое телесное переживание влияет на внутреннее самоощущение.
Мэри Уайтхаус под влиянием работ К. Юнга работала с бессознательным, используя технику «активного воображения» и понятие «аутентичного движения». Она считала, что танец — это путь к бессознательным переживаниям личности. Выраженные в танце, они становятся доступными для катарсического высвобождения и анализа. Цель терапевта — помощь клиенту в поисках «подлинного движения», которое является выражением Самости (по Юнгу, самость — это регулирующий центр психики и в то же время ее целое; самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием, опыт самости и непрерывный процесс самореализации служат целью индивидуации).
М. Уайтхаус разработала процесс, названный ею «move- ment-in-depth»; он воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую «аутентичным движением». В этом виде движения, базирующемся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.
Я в своей работе ежедневно 2-3 раза в день включаю для детей музыкальные композиции, что они смогли расслабиться, потанцевать, выбросить негативную энергию, посмеяться и получить заряд хорошего настроения. И дети очень любят такие 15-ти минутки счастья.