Елена Шешукова
Танцы для новогоднего утренника по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Самая известная новогодняя история – "Щелкунчик и мышиный король" вышла в свет в декабре 1816 года. За два столетия легендарное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана превратилось в кино, мультфильм, балет и даже оперу. Кажется, ни одна театральная афиша не обходится зимой без этой сказки, на которую стремятся попасть не только дети, но и взрослые.
Сказка сказок
Публикация «Танцы для новогоднего утренника по мотивам сказки Э, Гофмана „Щелкунчик“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Новый год. Танцы для утренников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Свою рождественскую феерию 30-летний Гофман сочинил для детей друга, Юлиуса Хитцига. Имена первых слушателей, Мари и Фрица, увековечены на страницах этой волшебной истории, а в добром крестном Дроссельмейере легко угадывается сам автор. "Щелкунчик" был напечатан в сборнике "Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана".
Эта книга считается первым собранием детских романтических произведения в немецкой литературе. Хотя надо сказать, что оригинальный сюжет сказки был отнюдь не таким праздничным, каким мы привыкли воспринимать его сегодня. Перед тем, как попасть в Марципановый замок, героев Гофмана ждало множество мрачных сюжетных перипетий, из которых набрался бы полноценный материал для современного ужастика. Тем не менее, книга имела успех.
В 1818 году сказка легла в основу уже совсем недетского по смыслу произведения Эрнста Морица Арндта "Крысиный король Бирлиби". В этой короткой сказке, занимающей буквально пару страниц, нет Щелкунчика, зато детально прописан отрицательный герой – Крысиный король, которому противостоит простой немецкий крестьянин.
Куда более безобидную адаптацию сказки в 1844 году сделал Александр Дюма-отец. Французскому читателю был чужд мистицизм и мрачность немецкого романтизма, поэтому у версии Дюма больше сходства с "Тремя мушкетерами", чем с оригиналом Гофмана. Тем не менее, именно эта бравая приключенческая история послужила основой для либретто хореографа Мариуса Петипа, из которого родился великий балет Чайковского.
Премьера третьего балета Чайковского в хореографии Петипа – "Щелкунчик" – состоялась на сцене Императорского Мариинского театра в декабре 1892 года. Произведение новаторское, в первую очередь, за счет сложных музыкальных образов, далось композитору нелегко. Петипа заказал Чайковскому красивую рождественскую сказку, но перспектива сделать музыкальную "конфетку" Петра Ильича не привлекала. Отсюда уникальное сочетание сладостной праздничности и драматичной серьезности в этом балетном шедевре.
С ростом патриотизма в начале Первой мировой войны сюжет "Щелкунчика" русифицировался. Так Мари стала Машей, а Фриц, будучи отрицательным героем, по сей день носит немецкое имя. В 1919 году балет вошел в репертуар Большого театра, а с 1966-го закрепилась традиция ежегодного исполнения "Щелкунчика" 31 декабря. Именно тогда вышла ставшая классической для русской балетной сцены версия Юрия Григоровича. В ней главной героиней становится Маша, партию которой блистательно исполнила тогда прима Большого Екатерина Максимова. Григорович рассказал не просто новогоднюю сказку, а историю превращения ребенка во взрослого человека, на пути которого встречается множество опасностей.
Сегодня "Щелкунчик" по-прежнему остается востребованным сюжетом и актуальным источником вдохновения.
Вход в зал детей старшей группы под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»
После вступления дети (у мальчиков руки на поясе, девочки – придерживают руками юбочку) забегают в зал друг за другом, у задника заводящие поочередно поворачивают в сторону зрителя и заводят 5 колонн.
1-шаг правой ногой вправо, левая нога остается вытянутой на носок в сторону.
2-левую ногу подтянуть к правой в шестую позицию с неглубоким приседанием.
3-4-повторить влево.
5- шаг правой ногой вправо, левая нога остается вытянутой на носок в сторону.
6-перейти на левую ногу - исполнить покачивание влево.
7-перейти на правую ногу - исполнить покачивание вправо.
8-сохранять положение.
1-8-повторить влево.
1-шаг правой ногой вперед.
2-левую ногу подтянуть в шестую позицию с неглубоким приседанием.
3- шаг левой ногой влево.
4- правую ногу подтянуть в шестую позицию с неглубоким приседанием.
5- шаг левой ногой назад.
6- правую ногу подтянуть в шестую позицию с неглубоким приседанием.
7-шаг правой ногой вправо.
8-левую ногу подтянуть в шестую позицию с неглубоким приседанием.
1-правую ногу приподнять в сторону. Носок вытянут. Исполнить шаг вправо на полупалец.
2-3-«покружиться» вправо.
4-неглубоко присесть по шестой позиции.
5-8-повторить влево.
1-2-исполнить глубокое приседание опуская руки через стороны.
3-4-встать продолжая движение руками-через скрещевание перед собой, поднять вверх, через стороны опустить.
5-8-поднять руки вверх и плавно кистями поводить вправо, влево, вправо, влево.
1-8-повторить.
1-правую ногу вытянуть вперед носком в пол.
2-закрыть в шестую позицию.
3-левую ногу вытянуть вперед носком в пол.
4- закрыть в шестую позицию.
5- правую ногу вытянуть в сторону носком в пол.
6- закрыть в шестую позицию.
7- левую ногу вытянуть в сторону носком в пол.
8- закрыть в шестую позицию.
1-правую ногу приподнять в сторону. Носок вытянут. Исполнить шаг вправо на полупалец.
2-3-«покружиться» вправо.
4-неглубоко присесть по шестой позиции.
5-8-повторить влево.
Открыть руки в третью открытую позицию.
Танец оловянных солдатиков под музыку П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков»
1 часть
8 мальчиков с мест маршем с отмашкой руками выстраиваются в две линии.
2 часть
1-2-выпад вправо. Руки на поясе.
3-4-вернуться в шестую позицию.
5-6-выпад влево.
7-8-вернуться в шестую позицию.
1-2-развести пятки с небольшим приседанием. Отдать честь.
3-4-соединить пятки до шестой позиции. Руки на поясе.
5-8-повторить движения.
3 часть
1-8- исполнить до-за-до «высоким шагом» в парах с рядом стоящим мальчиком.
1-4-присесть. Руками опереться об пол.
5-8-с прыжком встать. Руки на поясе.
1-8 и 1-8-повторить движения.
4 часть
1-8-правая сторона меняется с левой «высоким шагом» – «прочес».
1-4-присесть. Руками опереться об пол.
5-8-с прыжком встать. Руки на поясе.
1-8-вернуться на свои места. Правая сторона меняется с левой – «прочес».
1-4-присесть. Руками опереться об пол.
5-8-с прыжком встать. Руки на поясе.
5 часть
1-8-первый справа мальчик и за ним стоящий, а также третий справа и за ним стоящий «высоким шагом» двигаются вперед. Остальные спиной отходят назад.
1-8-вернуться на свои места.
1-8-теперь вперед идут другие мальчики.
1-8-вернуться на свои места.
6 часть
1-8 и 1-8-4 мальчика (второй справа и за ним стощий и третий справа и за ним стоящий) идут высоким шагом по маленькому кругу. Остальные повторяют приседания или добавляют вытягивание ног назад.
1-8 и 1-8-мальчики те что приседали исполняют повороты на месте «высоким шагом». Остальные исполняют приседания или два раза растяжку.
7 часть
Повторить 2 часть
8 часть
Повторить 3 часть и отдать честь, сохраняя шестую позицию.