Мишнева Дарья Евгеньевна
Таксономия Блума. Применение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Таксономия Б. Блума
2 слайд:
Что такое таксономия?
Таксономия — это классификация, по-простому. Классификация Блума.
Бенджамин Блум — американский психолог-педагог XX века, уставший от того, что бо льшая часть образовательных программ того времени сводилась к механическому заучиванию и запоминанию.
Публикация «Таксономия Блума, Применение в детском саду» размещена в разделах
Блум же говорил, что запоминание материала — это только первый уровень обучения из шести. Это абсолютный минимум. Обучение должно включать в себя способность применить материал на практике, уметь подойти к нему творчески и критически проанализировать.
Такая классификация процесса обучения и есть таксономия Блума.
В течение 16 лет Блум и его коллеги пересматривали и уточняли структуру таксономии. В 1956 году окончательная версия была опубликована как «Таксономия образовательных целей».
Позже её перевели на 22 языка и она стала одной из наиболее признанных теорий в области образования. И самой цитируемой. Блума сделали советником по вопросам образования во многих странах мира.
3 слайд:
Суть таксономии.
Итак, по Блуму процесс обучения разбит на этапы и представлен в виде пирамиды. Этапы связаны друг с другом и идут от простого к сложному.
В основании пирамиды простые навыки, а сверху — сложные и практические. Обучение успешно, когда тема усвоена учениками на всех этапах таксономии.
Важно, что каждый следующий уровень сложнее предыдущего.
Представьте, что вы хотите быть поваром. Однажды вы начинаете готовить вареные яйца. Через неделю вы жарите яичницу. Затем идут омлеты, а дальше уже яйца Бенедикт.
Вы начинаете с самого простого и постепенно совершенствуете своё мастерство. Простое запоминание информации — это первый уровень, это варёное яйцо в мире яичной кулинарии.
После простого запоминания в таксономии Блума идёт ещё 5 уровней, вплоть до самого высокого — оценки.
4 слайд:
Теперь рассмотрим уровни таксономии более подробно.
1. Запоминание. На этом этапе важно запомнить основные факты, даты, события, людей, места, понятия и закономерности. То есть запомнить раннее изученный материал.
Основной способ проверки — вопросы с несколькими вариантами ответов или простые вопросы.
5 слайд:
2. Понимание.
Понимание выходит за рамки простого припоминания фактов и может включать интерпретацию материала, его объяснение или обобщение.
Основной способ проверки: попросить перефразировать историю или определение, объяснить концепцию своими словами, рассказать связанную историю или привести аналогии.
6 слайд:
3. Применение.
Тут всё просто — теперь учащийся должен уметь применить новые знания на практике.
7 слайд:
4. Анализ
Анализ — это способность разбивать информацию на ключевые элементы, чтобы понять её структуру.
Это означает понимание взаимосвязей между различными частями, умение критически мыслить и анализировать информацию.
Тут важно распознать логические ошибки в рассуждениях, различать факты и предположения, оценивать релевантность данных.
8 слайд:
5. Синтез
Синтез происходит, когда учащиеся используют все предыдущие уровни таксономии Блума для разработки продукта или создания нового метода.
9 слайд:
6. Оценка
Оценка — это способность придумать новое решение, дать оценку материалу. На этом этапе учащиеся защищают или критикуют материал, обосновывая свою позицию.
10 слайд:
Таксономия Блума нужна в первую очередь для написания целей обучения — как всего обучения в целом, так и каждого занятия.
Цели обучения (результаты обучения) — это чёткие формулировки того, что учащийся должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать после обучения.
Например, «Учащиеся сравнят пять скриптов звонка продавца и определят, какой из них с наибольшей вероятностью приведёт к закрытию продаж».
Блум предложил использовать конкретные глаголы действия для каждого из уровней таксономии. Мы собрали список тех, что были в оригинальной работе Блума, и более современные от других авторов.
11 слайд:
Таксономия Блума была пересмотрена в 2001 году психологами-педагогами Дэвидом Кратволом (с ним Блум работал над начальной таксономией) и Лориной Андерсон (была ученицей Блума).
В новой версии авторы попыталась исправить те недостатки, на которые указывали критики. Получился мощный инструмент, но по широте применения и количеству цитирования новая таксономия всё равно до сих пор уступает старой.
Изменения в очерёдности категорий
Группа Андерсона поменяла местами две верхние категории — «синтез» переименовали в «создавать» и поместили на вершину пирамиды, а «оценка» опустилась с шестого уровня на пятый.
Это изменение сделало творчество самой сложной категорией мышления. Сложнее, чем критическое мышление, то есть чем оценочный уровень.
12 слайд:
Изменения в структуре
Чтобы справиться с 6 когнитивными задачами нужны определённые знания. И таких знаний в новой таксономии 4 : фактологические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные.
Если мы хотим, чтобы наши ученики занимались не простой зубрёжкой, а, например, сложным анализом, мы должны им помочь, дав новые знания для работы.
Вот эти 4 вида знаний:
1. Фактические знания — базовые знания для изучаемой области: основные факты, терминология, детали и элементы, которые учащиеся должны знать.
2. Концептуальные знание — это знание классификаций, принципов, обобщений, теорий, моделей или структур из определенной области.
3. Процедурные знания — информация, знания, специфические навыки, алгоритмы, техники и методологии, которые помогают учащимся делать что-то конкретное.
4. Метакогнитивные знания — означает способность человека осознавать свой уровень знаний и способность к обучению.
Получается, теперь мы можем создать двумерные цели обучения, соединив 6 когнитивных задач и 4 вида знаний.
Вынесение в таблицу всех целей может быстро показать пробелы, которые нужно заполнить, чтобы развить у учеников равномерные результаты на разных уровнях.
13 слайд: То же самое можно представить в красивой двумерной плоскости.
14 слайд: «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи
Цели использования "Кубика Блума"
Развитие критического и логического мышления
Активизация усвоения знаний
Формирование коммуникативных навыков
Повышение познавательной активности
Индивидуализация процесса обучения Первоначально "Кубик Блума" использовался в основном в школьном образовании. Но в последние годы эта методика стала активно применяться и в работе с дошкольниками.
15 слайд: Методика использования «Кубика Блума».
16 слайд:
Грани и значение:
Назови. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например : «Назови, какие фрукты растут в наших садах?»
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например : «Почему нужно есть фрукты? Чем они полезны?»
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например : «Какие фрукты бывают на вкус?»
17 слайд:
Грани и значения:
Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например : «Предложи игру или считалку про фрукты»
Придумай. — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например : «Придумай сказку, рассказ или загадку – описание про фрукты.»
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например : «Где и как хранят фрукты? Что из них готовят?»
18 слайд:
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
групповой. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так: Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Таким образом, использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.