Маргарита Мирошникова
Консультация для родителей «Тайм-аут вместо наказания»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТАЙМ-АУТ» [/b]- мягкий способ успокоить перевозбужденных детей - поможет родителям выработать у малыша хорошую самооценку, а также создать в семье благоприятную развивающую среду. Этот метод заключается во временном прекращении общения ребенка с родителями или другими людьми, которые находятся на данный момент в непосредственной близости к малышу.
Публикация «Консультация для родителей „Тайм-аут вместо наказания“» размещена в разделах
Прежде чем применять этот метод необходимо разобраться в ситуации другими методами. Попробуйте твердо, но спокойно попросить ребенка последовать вашим указаниям. Например: «Собери, пожалуйста, игрушки и иди обедать». Не стоит говорить много слов. Просьба должна быть понятной и вежливой. Если это не сработало, применяем метод активного слушания, озвучивая желания ребенка и его чувства: «Тебе, наверное, очень не хочется отвлекаться от игры… И тебя сейчас очень увлекает происходящее в комнате…». Тогда ребенок может услышать вас, ведь его чувства принимают, и он может пойти на сотрудничество.
Но, увы, иногда дети так чем-то увлечены, что не слышат нас, даже если мы пытаемся активно послушать их. Или они не хотят нас слушать, проявляя свою волю и упорство.
И вот тогда вступают в дело тайм-ауты или счет 1,2,3. Используйте счет 1,2,3, перед тем, как отправить на «изоляцию». Предупредите ребенка: «На счет три ты отправишься в свою комнату». И начинаете считать: «Раз», «Два», «Три. У тебя тайм-аут». Важно, чтобы счет был медленным (и не грозным голосом, а вполне обыденным, иногда даже можно просто показывать пальцы, чтобы ребенок успел пережить первые эмоции сопротивления и сделать выбор в пользу сотрудничества. Зачем нужен счет? Мы должны дать шанс ребенку прекратить его непослушание и выполнить просьбу. Довольно часто вам потребуется всего лишь досчитать до одного, и ребенок снизит сопротивление и последует вашей просьбе.
По времени ребенок должен находиться на тайм-ауте столько минут, сколько ему лет. Т. е., если ребенку 4 года, у него перерыв – 4 минуты. Начинать применять тайм-ауты и счет 1,2,3 можно с двух лет. До этого возраста лучше пользоваться отвлечением, переключением или разными хитростями. Прежде чем первый раз использовать этот метод, расскажите ребенку, о том, что его ждет после счета «три», и где он проведет «тайм-аут».
Во время тайм-аута ребенок находится в ограниченном пространстве, и «у него появляется возможность в полную силу сопротивляться вашей воле. В этот момент срабатывает какой-то внутренний переключатель, и ребенок начинает переживать свои эмоции: 1-я фаза прочувствования – это гнев на родителей; 2-я фаза - жалость к себе; 3-я фаза - принятие ситуации. Это очень важно. И эти фазы просто необходимо прожить и пропустить через себя. Просто выпустить пар или остыть – не достаточно. Негодование по поводу тайм-аута, фактически, усиливает у ребенка способность чувствовать. Когда ребенок начинает сильнее осознавать свои чувства, он возвращается к потребности в родительской любви и понимании, а также поддержке и руководстве.
Чего делать нельзя?
1. Никогда не угрожайте тайм-аутом! Это дискредитирует метод в глазах ребенка. Просто начинайте считать, когда понимаете, что поведение выходит из берегов, и никакие вежливые просьбы и озвучивания чувств уже не помогают.
2. В тайм-аут нельзя отправлять без предупреждения. Сначала обратите внимание ребенка на то, что вы от него хотите. Если он продолжает вас игнорировать, вы предупреждаете его о наказании, которое наступит на счет «три».
3. Счет должен быть без лишних слов и эмоций. Если родитель много говорит, это отвлекает ребенка от хорошего поведения. Вместо этого он может переключиться на словесную перепалку.
4. Использование тайм-аутов слишком часто. Ребенок нуждается в родительском внимании, проявлении любви и понимании. Если вы будете отправлять ребенка в «изгнание» по любому поводу, то это превратиться в малоэффективный раздражитель.
Постоянное применение этого метода в воспитании - гарантия того, что ребенок вырастет более жизнерадостным, непосредственным и искренним, без склонностей к нервозному поведению и депрессивным нарушениями в психическом развитии.
Педагог-психолог Мирошникова М. И.